Архив журнала для детей Костер

Апрель 2017 года

Журнал Костер. Апрель 2017 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Аптека для души
Андрей Алексеевич Усачев

Сегодня у нас в гостях известный детский писатель, лауреат многочисленных литературных премий, замечательный поэт, сценарист, композитор и драматург Андрей Алексеевич Усачев.

С чего начинается хорошее стихотворение?

— Андрей Алексеевич, скажите, пожалуйста, c чего начинается хорошее стихотворение? Работа над стихами для Вас — радость или труд?

— Интересная постановка вопроса: радость или труд? Как будто работа не может доставлять радость, а труд — нечто неприятное и тягомотное. Я искренне сочувствую людям, для которых труд и радость несовместимы. И это не потому, что у меня «творческая профессия». Я получаю удовольствие от мытья посуды. И когда я работал дворником, мне нравилось вставать рано и выходить на улицу с метлой или лопатой…

По этому поводу у меня есть стихотворение из книги «Великий могучий русский язык».

А с чего начинается хорошее стихотворение? С интересной мысли, с забавного словечка, которое прилетело неизвестно откуда, с какой-нибудь надписи на заборе, или с понравившегося рисунка, да просто с хорошего настроения. Главное, чтобы в голове было свободное место, куда это стихотворение поместится.

»Великий могучий русский язык«. Книга Андрея Усачева

НЕБЛАГОДАРНЫЙ ТРУД

Мы часто слышим там и тут,
Что есть НЕБЛАГОДАРНЫЙ ТРУД.

Не верьте, дети, этим вракам:
Бывает труд тяжелым, всяким…
Но не бывает никогда
Неблагодарного труда.

Считает человек бездарный,
Ленивый, подлый и тупой,
Что труд его — неблагодарный…
Спроси: — А сам-то ты какой?

Есть люди, что труда стыдятся,
Не уважают, не гордятся...
Поэтому они и врут,
Что есть неблагодарный труд
Любимые с детства книги


— Какие книги Вы читали в детстве? Есть ли любимая книга? Есть ли писатель, которого считаете своим жизненным учителем, к книгам которого возвращаетесь?

— Книги читал, я думаю, в основном, те же, что и сегодняшние ребята. Сказки, приключенческие повести. «Приключения Незнайки и его друзей», «Волшебника изумрудного города», «Приключения Тома Сойера», «Трех мушкетеров», Жюля Верна, Майна Рида, Роберта Стивенсона, «Двух капитанов» Каверина… Все, что было интересного дома и в библиотеке. Перечитывал некоторые книги по многу раз, но какой-то особо любимой книги и «особо любимого» писателя у меня не было.

— Вы не сразу стали литератором, четыре года учились в техническом вузе. Что помогло или заставило сделать выбор в пользу писательства? В каком возрасте, по-Вашему, уже следует задумываться о будущей профессии?

— В детстве я и не думал становиться писателем. Я и стихов-то лет до семнадцати не писал. У меня были другие мечты: стать путешественником, географом, музыкантом… Я и сегодня до конца не понимаю, почему так получилось. Наверное, сказались два моих «врожденных» качества: любовь к книгам и мечтательность. Из них и проросло желание «писать самому». А в технический вуз я попал просто потому, что туда шли все мои знакомые, ну и я пошел по простой и проторенной дорожке. Есть редкие счастливчики, которые уже с раннего детства знают, чем будут заниматься. Но большинство, в том числе и я, этого не знают и приходят (если приходят) к осознанию себя в этом мире значительно позже. Задумываться о будущей профессии нужно, и, естественно, в старших классах. Но не факт, что она станет любимой и ты в ней останешься. Жизнь штука непредсказуемая.

— Вы пишете прекрасные песни, создаете сценарии для многосерийных фильмов, мультфильмов, радиопередач, пишете пьесы. А как Вы относитесь к искусству комикса? Может быть, за ними будущее? Зачем читать, если можно слушать, смотреть или рассматривать?

— К комиксам я отношусь спокойно. Это такое же переходное искусство, как всякие книжки с картинками. Маленьким детям интереснее рассматривать картинки, чем читать. Потом текст становится важнее иллюстраций, а для тех, кто читает Толстого и Достоевского, рисунки вообще несущественны. Комиксы близки подростковому мышлению, и это нормально. А вот чтение комиксов в зрелом возрасте — это, на мой взгляд, недоразвитость.

«Тигр в клеточку». Книга Андрея Усачева

— Может ли книга повлиять на судьбу человека? Может ли она изменить отношение человека к природе? Какую книгу посоветуете прочесть ребятам в Год экологии?

— На судьбу человека влияет все: родные, друзья, соседи, театр, музыка, и фильмы, и книги. Сильная книга или фильм безусловно могут изменить наше отношение к природе. Помню, в детстве меня потрясли теперь уже, наверное, не очень известные американские фильмы «Барабаны судьбы» и «Благослови детей и зверей». И у нас был замечательный фильм «Внимание, черепаха!». А «Белый Бим Черное ухо» — и фильм, и книга — оказали сильнейшее влияние и на детей, и на взрослых. Советую ребятам прочесть книгу Дика Кинг-Смита «Бэйб и другие истории». Чудесная книжка — не только в Год экологии! А из наших писателей… конечно же, «Недопесок» Юрия Коваля! Надеюсь, что «Каштанку» Чехова все уже читали.

— Что в нашей современной жизни удивляет Вас больше всего? Что Вы считаете большим достижением современности?

Андрей Усачев

— Больше всего меня удивляет скорость. Еще сто лет назад, чтобы попасть из Москвы, допустим, в Америку, нужно было потратить несколько недель. А теперь двенадцать часов — и можешь любоваться Ниагарским водопадом, еще четыре часа — и обнимай гигантские секвойи. Все стало близко и доступно. Это замечательно, что все, о чем ты читал только в книгах, можно увидеть наяву и потрогать своими руками.

— Что пожелаете нашим читателям?

— Желаю, чтобы в жизни у всех ваших читателей было много путешествий и приключений (приключения — это происшествия, которые хорошо заканчиваются!)— И чтобы, несмотря на полную бурных событий жизнь, у них всегда оставалось время подумать и помечтать.

Беседовал Николай ХАРЛАМПИЕВ



Андрей Усачев поет с детьми



Николай Харлампиев
Главный редактор

Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»