Июль 2013 года
…
Рубрика Вот в чем вопрос
ЗАЧЕМ прятали мамонта?
Итак, восьмилетняя девочка нашла в пещере нарисованных бизонов. Бизоны не водились в Испании нового времени, нарисовать их в этой пещере мог только человек каменного века. Почему-то Марселино Саутуола поверил в его авторство сразу. И дон Жуан Вилланова, профессор из Мадрида, тоже поверил. Он побывал в пещере и убедился, что кости на полу пещеры принадлежали ископаемым видам, а изображения были сделаны способом, который никогда затем в искусстве не применялся. И король Альфонсо XII, самолично посетивший пещеру, тоже поверил, и даже оставил автограф у входа.
Но ученый мир Европы верить Саутуоле не желал. Не мог первобытный дикарь рисовать, как современный художник. А если и мог, то не должен был. Чем же тогда занималось человечество все прошедшие века, если в искусстве изображения животных не продвинулось ни на шаг?
Сначала Саутуолу высмеивали, утверждая, что ему почудилось. А когда его слова подтвердил Виланова, самый настоящий профессор, в Альтамиру прибыла ученая делегация и, осмотрев изображения, вынесла вердикт: подделка! Рисункам не больше 20 лет, работал современный художник, нанятый Саутуолой. Слову дворянина не верили. Для дона Марселино это стало трагедией. Он скончался в возрасте 57 лет, вскоре не стало Вилановы, а всего через три года была обнаружена другая пещера с рисунками каменного века.
В 1895 году во французском селении Ля Мут крестьянин решил расширить грот, служивший ему сараем. Взмах кирки открыл вход в пещеру. Деревенские мальчишки не преминули туда залезть и, пробираясь ползком по низкой галерее, в 100 метрах от входа обнаружили нарисованного быка. Как позже выяснилось, в лабиринте пещеры Ля Мут скрывалось больше двухсот нарисованных зверей. Там были лошади, бизоны, олени и даже кошки.
Новые открытия посыпались, как из рога изобилия. Вход в пещеру Комбарель открылся за задней стеной курятника, располагавшегося в гроте. В пещере «проживали» четыреста звериных изображений. В подземной галерее Фон-де-Гом среди бизонов и оленей расположились двадцать мамонтов, нарисованных так, будто художник писал их с натуры. В пещере Тюк д’Одубер рисунки бизонов оказались покрыты сталактитами, которые наросли никак не меньше, чем за 10 тысяч лет. А значит, оставить эти рисунки мог только человек послеледниковой эпохи — кроманьонец. Даже самым закоренелым скептикам стало нечего возражать. Наука признала художников каменного века и принялась изучать их творения.
Рената Либина |
Художник Евгений Морозов | Страничка автора | Страничка художника |