Июль 2013 года
…
Чудо-корабль Изамбара Брюнеля
«Это был целый плавающий город», — писал знаменитый Жюль Верн о крупнейшем пароходе позапрошлого века «Грейт Истерн» («Великий Восточный»), созданном в 1857 году английским инженером Изамбаром Брюнелем.
Великий инженер
Изамбар Брюнель родился 9 апреля 1806 года. Огромный талант инженера он унаследовал от своего отца, Марка Брюнеля — известного изобретателя и строителя. За что бы ни брался Брюнель-младший, все выходило у него необычайно талантливо. Он строил железные дороги, великолепные мосты, изобрел замечательные станки, специальный щит для прокладки туннелей и многое, многое другое. Недаром его называли «Леонардо да Винчи ХIХ века».
Почти за 100 лет до постройки Панамского канала Брюнель разработал первый проект морского прохода в перешейке, соединяющем Северную Америку с Южной.
Но больше всего он сделал как кораблестроитель. Тогда корабли строились из дерева. Брюнель начал строить их из железа. Самым известным кораблем Брюнеля оказался его пароход «Грейт Истерн», великий корабль, настолько опередивший свое время, что еще и много лет спустя не появлялось ничего подобного.
Да это и не удивительно. В год своей постройки он в пять-шесть раз превосходил по размерам самое крупное судно из всех существовавших в те годы. Длина его превышала 200 метров, ширина равнялась 25 метрам, высота борта — около 18. Двигать судно должны были два гребных колеса высотой с пятиэтажный дом! Кроме того, имелся еще и гребной винт.
Железное чудо
Мощность паровых машин «Грейт Истерн» равнялась восьми тысячам лошадиных сил, что также казалось удивительным. И все же в помощь машинам Брюнель снабдил свое судно еще и огромными парусами на шести высоких мачтах.
Корабль мог принять на борт около 15 тысяч тонн угля, что позволяло ему совершить кругосветное путешествие, не заходя по пути ни в один из портов. На «Грейт Истерн» могли разместиться 4000 пассажиров — число для того времени совершенно поразительное. Брюнель предназначал свое судно-гигант для сверхдальних рейсов на Восток — в Индию, Китай, Японию и еще дальше — в Австралию.
Железный колосс строился более трех лет. На него ушло свыше 30 тысяч железных листов, соединенных тремя миллионами заклепок. И днем и ночью над стапелем стоял неумолчный грохот.
Сооружение столь огромного корабля для тогдашней техники было делом невероятно сложным. Трудным, даже трагическим оказался и спуск судна на воду. Он стоил жизни нескольким рабочим, были и такие, которые навсегда остались калеками.
Заживо «ЗАМУРОВАННЫЙ»
Казалось, корабль-гигант приносит одни несчастья. Строительство этого исполина обошлось столь дорого, что владельцы судна полностью разорились. Несчастья и неудачи тяжело подействовали на Брюнеля. Он серьезно заболел. Однако беды, связанные с чудо-пароходом, на этом не закончились.
Во время испытаний в проливе Ла-Манш произошел страшный взрыв парового котла, погубивший нескольких человек. Еще два месяца спустя в сильный шторм погиб капитан корабля. Этого Брюнель уже не мог выдержать и вскоре скончался от сердечного приступа.
Ходили упорные слухи, что в пространстве между двойными бортами корабля заживо «замурованы» люди, клепальщики, случайно оставшиеся там при его постройке.
И правда, однажды водолаз, опустившийся в воду для заделки пробоины в борту «Грейт Истерн», между стенками двойного корпуса вдруг увидел… человеческий скелет. Рассказу его не поверили. И только через много лет, когда пароход закончил свой век и был разобран, между стенками корпуса действительно нашли скелет несчастного клепальщика, по неизвестной причине оказавшегося там.
В июне 1860 года, без малого полтора года спустя после смерти Брюнеля, «Грейт Истерн» наконец отправился в свое первое плавание через Атлантический океан, в Америку. На его борту находилось всего… 38 пассажиров, осмелившихся занять каюты на роковом пароходе. Путь через океан занял более 11 суток, много. Снова «Грей Истерн» принес своим владельцам одни лишь убытки.
Работа по плечу
Было ясно, что для дальних рейсов, в том числе на Восток, «Грейт Истерн» не выгоден. Он был слишком велик. Он чересчур рано «родился». Для него тогда просто не хватало ни грузов, ни пассажиров. Но в 1865 году пароход был недорого продан компании, занимавшейся прокладкой телеграфного кабеля через Атлантический океан. И «Грейт Истерн» наконец-то нашел себе настоящее применение.
На этот раз исполинский корабль показал, на что он способен. Ни одно тогдашнее судно, кроме детища Брюнеля, не имело таких вместительных трюмов. За девять лет с помощью «Грейт Истерн» было проложено пять кабелей по дну Атлантики.
После завершения этих работ огромный корабль снова оказался не у дел. Он, рожденный для сверхдальних плаваний, курсировал между английскими портами, служил плавучим отелем, угольным складом и даже передвижным цирком. Потом несколько лет ржавел и старел на приколе, пока в 1887 году его не продали на металлолом. Любопытно, что потребовалось целых два года для того, чтобы разрушить, разрезать этот колоссальный корабль.
Коллаж художника Елены Эргардт
Геннадий Черненко |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |