Август 2010 года
…
ГИБЕЛЬ «ГИНДЕНБУРГА»
К великому сожалению, история дирижаблей — это череда страшных катастроф. Не будем забираться в глубь времен. Вспомним лишь трагические случаи 30-х годов прошлого века.
ПЕЧАЛЬНАЯ ХРОНИКА
В октябре 1930 года воздушный корабль R-101 отправился в перелет из Англии в Индию. Это был самый крупный английский дирижабль, объемом более 140 тысяч кубических метров. Ночью, в непогоду, когда дирижабль пролетал над территорией Франции, он из-за потери газа начал быстро терять высоту, врезался в лесистый холм, загорелся и взорвался. Из 57 участников полета 48 погибло. Весной 1933 года потерпел катастрофу американский дирижабль «Акрон», еще более крупный, чем английский. Два года спустя подобная участь постигла и другой крупный американский дирижабль — «Мекон». Но самая ужасающая катастрофа произошла с немецким дирижаблем «Гинденбург» весной 1937 года.
Построенный за год до своей гибели, он был самым крупным в мире жестким дирижаблем. Воздушные корабли такого типа были созданы в Германии графом Фердинандом Цеппелином и получили название «цеппелинов». «Гинденбург» был гордостью фашистской Германии, символом ее могущества. Недаром на его высоком оперении красовалась черная свастика.
ВОЗДУШНЫЙ ГИГАНТ
Да, таким гигантским воздушным красавцем можно было гордиться. Его серебристый корпус имел длину 248 метров, диаметр — более 40 метров, а объем — 200 тысяч кубических метров! Корабль мог развивать скорость до 135 километров в час и при полном запасе топлива пролететь свыше 15 тысячи километров. Для пассажиров на борту дирижабля-гиганта были созданы идеальные условия. На верхней палубе располагались 26 двухместных кают, ресторан, бар, салон и читальня. Вдоль бортов шли прогулочные галереи с огромными наклонными окнами. На нижней палубе находились кухни с электрическими плитами и лифтами для подачи приготовленных блюд в зал ресторана, ванные, отделанные мрамором, курительные комнаты, туалеты. На дирижабле выпускалась даже своя газета.
3 мая 1937 года «Гинденбургу» предстояло открыть воздушную навигацию рейсом в Соединенные Штаты Америки.
Незадолго до вылета из Франкфурта-на-Рейне немецкие секретные службы получили информацию о том, что по прибытии в аэропорт Лейкхерст близ Нью-Йорка на дирижабле возможна диверсия. Разумеется, были предприняты соответствующие меры, собраны данные обо всех пассажирах.
В ОГНЕННОМ АДУ
Старт «Гинденбурга» состоялся поздним вечером под бравурные марши. Курс перелета к берегам Нового Света пролегал над Северной Атлантикой.
Прошло более двух суток, как дирижабль находился в воздухе. «Гинденбург» подлетал к Бостону. После обеда пассажиры начали готовиться к высадке. Корабль приближался к Лейкхерсту вблизи Нью-Йорка.
В аэропорту дирижабль ждала большая толпа встречающих. Корабль маневрировал над летным полем, постепенно приближаясь к высокой причальной мачте.
Было 19 часов 25 минут, и в этот момент над кормовой частью корабля блеснула яркая вспышка. Спустя несколько секунд вся корма была охвачена сильнейшим пожаром. Дирижабль начал оседать на летное поле. Пожар разрастался. Прогремел оглушительный взрыв, и над воздушным кораблем возник огромный огненный шар. Начали рваться топливные баки. Жаркое пламя быстро пожирало еще недавно величественный корабль.
Пассажиров объял ужас, когда палуба вдруг резко накренилась и стала уходить из-под ног, а огонь ворвался в помещения. Каждый решал свою судьбу сам.
СТРАШНЫЙ ИТОГ
Большинство пассажиров находилось в носовой части корпуса, высоко над землей. Люди — мужчины, женщины, дети — в отчаянии выпрыгивали из окон и люков без всякой надежды спастись. Другим удалось выбраться из огненного ада, лишь когда горящая корма коснулась посадочной площадки.
Понадобилось чуть более половины минуты, чтобы гигантский воздушный корабль превратился в груду искореженного металла. Катастрофа унесла 36 человеческих жизней.
Расследование причин трагедии, начавшееся в США, продолжалось долго. Версии выдвигались самые разные. Самой вероятной причиной было признано воспламенение и взрыв гремучего газа, смеси водорода с кислородом, от электрического разряда.
Американские газеты даже обвиняли в трагедии одного местного американского фермера, у которого из-за рева авиационных моторов перестали нестись куры. Вот он и выпалил по дирижаблю из охотничьего ружья. И бедный фермер был действительно опрошен, но сумел доказать свою невиновность.
«НИЧЕГО НЕ ОТКРЫВАТЬ»
Как ни странно, и в Германии не спешили вскрыть истинную картину гибели воздушного корабля. Немецкая следственная комиссия даже получила строжайшее указание имперского министра авиации Германа Геринга «ничего не открывать!». И только 35 лет спустя, наконец-то, появились сведения о том, что «Гинденбург» был уничтожен взрывом бомбы, заложенной в кормовом отсеке корабля.
Диверсию задумал и осуществил один из членов команды дирижабля, молодой человек по имени Эрих Шпель — ярый антифашист. Целью его было уничтожить дирижабль — символ нацистской Германии. При этом Шпель, якобы, стремился избежать жертв.
Часовой механизм должен был включить «адскую машинку» лишь после того, как пассажиры и команда дирижабля сойдут на землю. Однако задержка с причаливанием корабля сыграла страшную роль.
Эрих Шпель и сам оказался жертвой своего терракта. Ему удалось выпрыгнуть из горящего дирижабля, однако полученные им ожоги оказались смертельными.
Гибель «Гинденбурга» имела роковые последствия для мирового дирижаблестроения. Вера в гигантские воздушные корабли была сильно и на многие годы подорвана.
Геннадий Черненко |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |