Август 2010 года
…
Кто придумал экологию?
Слово «экология» сейчас услышишь на каждом шагу. Тут вам и «плохая экология», и «экология культуры», и «экология речи». Слово вошло в наш быт, проникло чуть ли ни во все сферы современной жизни. А правильно ли это? Может быть, стоит задуматься над тем, когда и где это слово нужно употреблять?
Собственно говоря, во всех случаях под словом «экология» подразумевается некая «чистота» нашего окружения, будь то природа, культурная среда, речь. Но экология — это прежде всего наука, а наука не может быть ни плохой, ни хорошей, она может быть только объективной, если это настоящая наука, и должна объяснять те явления природы или общественные явления, которые нас окружают, с которыми мы — люди — сталкиваемся.
Вот мы и подошли поближе к понятию «экология». Это наука, наука естественная, то есть такая, которая, наряду со многими другими естественными науками, занимается изучением явлений природы, как и физика, и ботаника, и зоология, и астрономия. Но если эти науки старые, даже древние, возникшие давно, по существу, даже в античное время, то экология — наука молодая, ей всего-то чуть больше 100 лет, даже меньше. Если быть точным, 144 года. Откуда же такая точность?
И теперь самое время рассказать о том, кто ввел в научный оборот слово «экология», за которым стала формироваться и наука с таким названием. «Экологию» придумал немецкий зоолог Эрнст Геккель в 1866 году. Он много чего придумал, и многие предложенные им термины прочно вошли в современную науку. Личность Эрнста Геккеля незаурядна и представляет немалый интерес.
Родился он в 1834 году, в Потсдаме, что недалеко от Берлина, но вскоре родители перебрались в Мерзебург, где и прошло детство будущего натуралиста. Уже в гимназии Геккель увлекся изучением живой природы, особенно ему нравилась ботаника, которой он хотел посвятить жизнь. Но его отец, будучи вполне обеспеченным юристом, считал, что ботаника может быть неплохим хобби, но никак не профессией. И уж если юриспруденция не привлекает сына, пусть будет, на худой конец, врачом. И Геккель поступил в университет на медицинский факультет. Кстати сказать, и таким великим натуралистам, как Карл Линней или Чарльз Дарвин, столкнувшись с непониманием родителей, также пришлось получить поначалу медицинское образование. Геккель учился в разных университетах, у разных профессоров, но все его Учителя — именно так, — были Учителями с большой буквы, крупнейшими биологами своего времени: Шлейден, Вирхов, Кёлликер, Иоганн Мюллер, Лейдиг — создатели клеточной теории, физиологии, учения о тканях… Были среди учителей Геккеля и знаменитые зоологи.
Наконец, диплом «практического врача» получен, а душа к медицине не лежит, и Геккель на дверях своего кабинета пишет: «Приемные часы от 5 до 6 часов утра». За год у него побывало всего три пациента и, как говорил Геккель: «Ни один не умер».
Отцу пришлось смириться с желанием сына заниматься зоологией. Геккель едет в Италию на морскую биологическую станцию, где и начинается его триумфальное шествие в науку. Но об этом — в следующий раз.
Продолжение. Страница 1, страница 2