Сентябрь 2011 года
…
ЛЕТАЮЩИЕ ЭКСПРЕССЫ
Более восьмидесяти лет назад великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский изобрел удивительный бесколесный поезд. Согласно проекту, мощные вентиляторы, расположенные внутри поезда, должны нагнетать воздух под его днище, создавать воздушную подушку. Заработают реактивные двигатели, и поезд, повиснув над бетонной дорогой, начнет полет на высоте нескольких сантиметров.
ПОЛЕТ НА «АЭРОТРЕЙНЕ»
Идея Циолковского опередила время. Только сорок лет спустя французским инженерам удалось построить первый в мире ПВП — поезд на воздушной подушке «Аэротрейн-01». Невдалеке от Парижа была проложена железобетонная дорога длиной около семи километров. Опытный ПВП вмещал двух водителей и всего четырех пассажиров. Но за год он прошел 10 тысяч километров и перевез свыше пяти тысяч человек.
Поезд летел со скоростью 200 километров в час. Когда же, спустя два года, на бетонную дорогу вышел второй поезд, «Аэротрэйн-02», удалось достичь еще большей скорости - 378 километров в час!
Первый успешный опыт вдохновил французских конструкторов. Вслед за маленькими «Аэротрейнами» они создали ПВП «Орлеан», поезд значительно больших размеров, вмещавший уже 80 пассажиров. «Орлеан» начал курсировать между Парижем и Орлеаном (на расстоянии примерно 120 километров) со скоростью более 300 километров в час.
В других странах тоже приступили к работам над летающими поездами. В Англии инженеры спроектировали двухэтажный ПВП, способный вместить полтысячи пассажиров. Японский летающий поезд был рассчитан на скорость в 500 километров в час. Работали над подобными аэропоездами и в нашей стране.
МАГНИТНАЯ ЛЕВИТАЦИЯ
Но есть и другой способ заставить поезд оторваться от дороги. В начале прошлого века французский инженер Эмиль Башле и русский профессор Борис Вейнберг предложили поддерживать экспресс на весу с помощью магнитных сил. Однако тогда, почти сто лет назад, осуществить эту идею было невозможно. Другое дело, в наше время.
Первыми строить поезда с магнитной подвеской, или, как говорят специалисты, с магнитной левитацией, начали японцы. Один из японских поездов с магнитной подвеской промчался с рекордной скоростью в 517 километров в час!
В это время работа над магнитолетами шла уже в ряде стран: Германии, США, Англии, Франции, Канаде, в нашей стране. Успехи были налицо. Немецкие конструкторы, например, создали поезд, названный «Трансрапидом». Он вмещает около двухсот пассажиров и способен лететь над электромагнитной дорогой со скоростью до 400 и более километров в час.
Строители первых магнитолетов полагали, что пройдет 10–20 лет, и скоростные экспрессы с магнитной подвеской станут привычным транспортом. Увы, прогнозы эти не сбылись. Слишком сложной оказалась задача. До сих пор поезда с магнитной подвеской, или, как еще говорят, на магнитной подушке, остаются транспортом будущего. И какого транспорта!
ПОЕЗД ФРЭНКА ДЭВИДСОНА
Специалисты утверждают, что к середине нынешнего века станет возможным проехать на магнитном поезде из Европы в Америку, причем поразительно быстро.
Идея соединить Старый и Новый Свет трубой, своеобразным туннелем, и пустить по нему сверхзвуковой поезд принадлежит американскому изобретателю Фрэнку Дэвидсону. По мысли автора этого проекта, трансатлантическая труба должна пройти через океан, не касаясь его дна. Она будет висеть в глубине океана подобно нити длиной в шесть тысяч километров.
Точнее говоря, через Атлантику необходимо провести две параллельные трубы: одну для движения в Америку, другую для обратной поездки, в Европу. Планируется, что путешествие из Англии в США на межконтинентальном магнитолете займет всего полтора часа. Но и скорость при этом потребуется невообразимая — около 3700 километров в час, то есть в три раза превышающая скорость звука!
Да возможно ли такое? «Возможно!» — отвечают Дэвидсон и его единомышленники. Конечно, у этого суперскоростного поезда колес не должно быть. Поезд полетит в трубе, поддерживаемый магнитными силами, помчится в пустоте, вакууме. Воздух из трубы должен быть выкачан, ибо сопротивление его не позволит развить столь колоссальную скорость.
НА ГРАНИ ФАНТАСТИКИ
Но и эта чудовищная быстрота — не предел. Как показывают расчеты, она может быть еще больше — 4000 и даже 5000 тысяч километров в час! Мало того, теоретически для нее вообще нет предела.
Разумеется, сверхзвуковую скорость поезд должен набирать постепенно, так, чтобы не создать чрезмерной перегрузки для сидящих в нем. За один рейс он сможет перевезти не менее тысячи пассажиров, то есть в два раза больше, чем самый крупный воздушный лайнер.
При создании такого поезда меры безопасности должны быть приняты строжайшие. Не дай бог этому стремительному поезду-молнии даже на одно мгновение коснуться стенок трубы. При его сверхзвуковой скорости он моментально превратится в пепел. Только сложные автоматические устройства и приборы смогут предотвратить подобную катастрофу. Да и вообще управление таким поездом будет поручено компьютерам.
Фрэнк Дэвидсон утверждает, что создать подводную дорогу через океан не сложнее и не дороже, чем было осуществить полет на Луну. Строительство трансатлантической магнитной дороги должно стать общечеловеческим делом. То есть создавать ее надо силами многих стран, многих народов.
Геннадий Черненко |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |