Сентябрь 2011 года
…
«КАК ВЫ ЯХТУ НАЗОВЕТЕ…»
«…так она и поплывет!» — говорил в советском мультфильме капитан Врунгель.
В самом деле, судьбу корабля его создатели нередко напрямую связывали с названием. Особенно это было важно для военных кораблей.
Имена судов торгового флота могли быть самыми разными — от названий морских, и не только морских, птиц и зверей до имен их владельцев. Имя военного корабля должно быть суровым и четким — на гордость морякам и на страх врагу.
Когда строилась большая серия одинаковых кораблей, они обычно получали и похожие имена. Например, построенные в Петербурге в 1830-х годах однотипные фрегаты назывались по именам греческих и римских богинь — «Аврора», «Паллада», «Диана». А серия подводных лодок времен Первой мировой войны носила названия хищных зверей — «Волк», «Барс», «Пантера», «Ягуар». И это действительно были грозные хищники моря, успешно топившие вражеские суда на Балтике.
Корабль адмирала Нельсона в Трафальгарском сражении назывался «Виктория» — «Победа». Были корабли с таким названием и в русском флоте.
«Победой», как известно, назвал свою яхту и капитан Врунгель, и не его была вина, что надпись потеряла две буквы, и яхта превратилась в «Беду»…
Нередко названия передавались из одного поколения кораблей в другое. И, когда старый заслуженный корабль отправлялся на разборку, его имя уже сияло на борту нового морского труженика и воина.
Как правило, передавались названия тех кораблей, которые прославили свое имя в сражениях. Но так было не всегда. Например, парусно-паровой корвет «Варяг» служил в русском флоте много лет, не раз совершал дальние походы, однако никогда не участвовал в войнах. А вот названный в его честь крейсер времен русско-японской войны стал кораблем-героем, приняв бой в корейском порту Чемульпо с четырнадцатью кораблями японской эскадры адмирала Уриу. В свою очередь, имя «Варяг» унаследовали ракетные крейсера советского флота.
Самые могучие из военных кораблей и названия получали возвышенные и грозные, а иногда и самые длинные!
«Властелин морей» — так назвали англичане огромный корабль, который они построили в середине XVII столетия. Это был первый в мире стопушечный корабль. Позже его переименовали в «Державный властелин» («Ройал Соверин»).
«Властелин» очень долго находился в составе британского флота. Несколько раз его перестраивали, а однажды он едва не сгорел в пожаре. Уцелели лишь некоторые детали, которые пошли в дело при постройке нового корабля с тем же именем. Модель этого корабля английский король в 1710 году подарил Петру Великому.
По образцу «Властелина» русские корабелы построили такой же огромный стопушечный корабль. Вот у него-то и оказалось едва ли не самое длинное во флоте название — «Собственность Его Императорского Величества»!