Сентябрь 2023 года
…
Рубрика «Кем быть?»
Моя профессия — железнодорожник
С возникновением в начале XIX века железных дорог появилась и профессия «железнодорожник». Так называют специалистов, которые отвечают за поддержание безопасности и надёжности железнодорожного транспорта. Они занимаются обслуживанием, ремонтом и строительством железнодорожной инфраструктуры, включая пути, сигнальные системы, мосты и переезды.
В России открытие первой железной дороги состоялось в 1837 году. Она получила название Царскосельской, так как связывала Санкт-Петербург и Царское Село — летнюю резиденцию императора. Эта дорога была одноколейной, а первой двухпутной стала Николаевская, соединившая в 1851 году Санкт-Петербург и Москву.
Тогда же сложились две большие группы специальностей, к которым относятся все железнодорожники. В первую группу входят те, кто занимается непосредственно обслуживанием дороги: путейцы (они следят за состоянием железнодорожных путей), машинисты (водят локомотивы), вагонщики (проверяют сцепку и исправность вагонов), проводники (сопровождают в поездке пассажиров). Вторую группу составляют инженеры (проектируют новые локомотивы и вагоны, мосты и тоннели, определяют оптимальное направление прокладки будущей дороги), диспетчеры (отвечают за движение поездов по участкам дороги), начальники станций, вокзалов, участков (руководят работой). По характеру работы эти профессии сильно различаются: одни требуют напряжённого труда, другие — предельного внимания.
Для того чтобы получить рабочую специальность, будущие машинисты и путейцы учатся в железнодорожном колледже или техникуме. А инженеры проходят обучение в университетах путей сообщения — при этом каждый из них знакомится и с устройством поездов, и с управлением локомотивами.
В помощь тем школьникам, которые хотели бы понять, кем можно работать на железнодорожном транспорте, и определиться с будущей специальностью, в конце 1930-х годов были организованы детские железные дороги. Юные железнодорожники (подростки одиннадцати — семнадцати лет) приобщаются к профессиям проводника, билетного кассира, диктора, осмотрщика вагонов, дежурного по станции, начальника поезда, стрелочника, монтёра пути, помощника машиниста и машиниста локомотива. Также ребята изучают моделирование, узнают, как устроены станции, перегоны и вокзалы. Летом они работают на детских трассах. Здесь всё по-настоящему — пути, локомотивы, пассажирские вагоны. Только колея узкая, а рельсовый путь — протяжённостью всего в несколько километров.
Сейчас в нашей стране действует двадцать пять детских железных дорог. А в Санкт-Петербурге есть даже две трассы — на севере и на юге города. Есть такие дороги и в других странах: например, в Германии, Китае, Венгрии.
Если вы любите путешествовать, то, быть может, профессия железнодорожника как раз для вас!