Январь 2008 года
…
Сегодня открытка может показаться нам чем-то безвозвратно устаревшим. Вроде бы, ее время прошло. Ведь у человека есть современные средства общения — телефон, Интернет, компьютер, мобильный телефон. Впрочем, основатель Музея Открытки Виталий Петрович Третьяков так не считает.
Виталий Савощик, «Костер» (в дальнейшем — В.С.): С чего началась история Музея Открытки, и когда это произошло?
Виталий Петрович Третьяков (в дальнейшем — В.Т.): Жительница Новосибирска Ромодановская передала по почте 17 тысяч открыток в Публичную библиотеку, откуда они попали ко мне. А я отдал их детям, потому что эти открытки не имели особой художественной ценности, они были выпущены в СССР большими тиражами. Тогда же кто-то из детей предложил организовать музей. Через некоторое время состоялось его открытие. Коллекция музея, которая на сегодня включает в себя уже около 270 тысяч открыток, постоянно пополняется. Сначала открытки, расставленные по категориям, хранились в шкафу. Теперь у нас есть специализированное хранилище на полмиллиона открыток, подаренное Музею Открытки губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым. Есть в музее и постоянный выставочный зал, в котором одновременно могут размещаться 3 экспозиции. Вообще музей — это 10-12 выставок ежегодно, притом проходят они в разных городах России.
В.С.: Несмотря на то, что музей открылся сравнительно недавно, сама история открытки далеко не так коротка?
В.Т.: Те, кто занимаются ее изучением, часто спорят, когда же началось широкое использование открытки. Согласно одной из версий, первые открытки появились еще в начале 1870-х годов, когда один австрийский экономист доказывал, что людям будет проще и выгоднее посылать друг другу открытки, нежели писать письма. Многие тогда считали, что нельзя этого делать. В начале XX века наступил «золотой век открытки»: она стала самым популярным способом связи между людьми. По другой версии, открытка значительно старше — еще в XVIII веке в Англии и Германии на гравюрах писали пожелания и признавались в чувствах. Впрочем, уже тогда она выполняла ту же функцию, что и сейчас. Человек издавна использовал открытку как способ передачи эмоций: точной даты, однако, здесь нет.
В.С.: Имеют ли открытки, которые сегодня можно купить в магазине, какую-либо художественную ценность?
В.Т.: Любая открытка передает определенный аромат времени. Нам нужны любые открытки, ведь то, что сегодня кажется пустяком, через 20-30 лет может стать чем-то очень важным. К коллекционированию открыток нельзя относиться как к собиранию картин или, например, драгоценностей.
В.С.: Не устарела ли открытка сегодня?
В. Т.: С появлением новых средств сообщения открытка приобрела еще большую привлекательность. Ведь основная ее функция — передача добра. Открытка предназначена для того, чтобы ощутить тепло рук человека, пославшего ее.
В.С.: Есть ли в нашей стране какая-то особенная культура открытки?
В.Т.: Я бы так не сказал. В России сейчас выпускается всего 1 открытка на человека, но когда-то этот показатель был гораздо выше. В СССР, например, большое внимание уделялось тематической открытке. На Западе она называется «knowledge card», то есть «умная карточка». Это правильно, потому что именно за счет тематической открытки, причем именно массовой, прививалось людям такое важное качество, как толерантность. Но сегодня, например, наше издательство «Сад искусств» — единственное в России, которое хоть как-то пытается возродить тематическую открытку.
В.С.: Значит, открытка не просто средство связи? Вы считаете, что она всегда будет востребована?
В.Т.: Открытка может создать определенный настрой не только у отдельного человека, но и у целой страны. Она идеальный вариант для общения. И дальше она будет развиваться по двум путям: по пути создания полностью авторских открыток (это называется мэйл-арт) и по пути использования уже готовых открыток.
В.С.: Важно ли сегодняшним молодым людям, на Ваш взгляд, посылать открытки?
В.Т.: Да, ведь общение — это одна из главнейших черт, отличающая человека от животного. И чем культурней будет наше общение, тем лучше!