Архив журнала для детей Костер

Январь 2008 года

Журнал Костер. Январь 2008 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




ТРАМВАЙ, ПРИНОСЯЩИЙ ВЕСНУ
18 января - 65 лет со дня прорыва блокады Ленинграда (1943 г.)

Трамвайный звон всегда был символом городской жизни. В годы блокады Ленинграда он стал позывными победы. Поэт Николай Тихонов в своей помесячной летописи «Истории обороны города» писал о том, что в 1942 году весну в Ленинград принесли не птицы, а трамвай! Это произошло 15 апреля 1942 года. В этот памятный день улицы и проспекты блокадного Ленинграда огласил трамвайный звон. Всего лишь четыре месяца зимы 1941–1942 годов из-за отсутствия электроэнергии трамвайное движение было приостановлено. И вот ленинградский трамвай снова в строю! В память об этом выдающемся событии на здании трамвайного парка имени Леонова на Среднем проспекте Васильевского острова установлена мемориальная доска.

Город на Неве по праву считается самым трамвайным городом мира. Всего лишь три цифры, но они достаточно красноречивы: 48 маршрутов, около 1000 вагонов, которые, если их поставить один за другим, составляют путь протяженностью почти 500 км - это расстояние сравнимо с расстоянием между городами.

Блокадный трамвай
Именно такой трамвай и принес весну в блокадный Ленинград 1942 года!

Есть в Санкт-Петербурге уникальный музей, посвященный славной истории городского трамвая. Находится он на Среднем проспекте Васильевского острова, а руководит им кандидат технических наук Ю. М. Львов. Здесь можно увидеть почти все действующие модели трамваев - те, что отзвенели свой век на улицах, проспектах и площадях города на Неве. А еще познакомиться с необычными страницами творческой трамвайной биографии. Музейный работник Марина Николаевна Величенко собрала специальный литературный альманах под названием «Гимн трамваю», в котором соседствуют художественные произведения о трамвае Петербурга-Петрограда-Ленинграда. Такой вагон, изящный и очень уютный, совсем недавно совершал свой путь, например, с Петроградской стороны почти до конца Московского проспекта - через весь огромный город разных поколений. Каких только знаменитых имен там нет! О трамвае начала века писали замечательный краевед Лев Успенский, сатирик Саша Черный, поэты Сергей Городецкий, Владимир Маяковский, Ольга Берггольц, Вера Инбер, Вадим Шефнер, Всеволод Азаров. И совсем недавно вступивший в большую литературу поэт, школьник блокадного города Анатолий Молчанов.

Снимался трамвай и в кино. Список кинофильмов, в которых он «играет» главную роль, занял бы не одну страницу. Эти вагоны ежедневно можно увидеть на улицах города. В последнее время за помощью в музей обращались кинорежиссеры П. Учитель и В. Бортко: для их художественных фильмов требовались старинные трамваи, увидеть которые можно только в этом удивительном музее. А вот еще один пример: в кинофильме «Два капитана» (напомним, что «Два капитана» Вениамина Каверина впервые были напечатаны в «Костре») главные герои, вырвавшись из душного мещанского мирка, окружавшего с детства Катю (главную героиню), проходными дворами выбегают на широкую улицу, а по ней мчится звенящий трамвай! Этот трамвай знаменует для них новую жизнь, в которую они готовы вступить.

Так пусть же всегда и вас радует звоном наш старый и в то же время юный трамвай!


Предок всех наших трамваев

А вот на таких трамваях успели
поездить не только наши деды,
но и отцы

На смену ему пришел вагон с закругленными углами. Он был поуютнее, с кожаными сиденьями на пружинах

Такой вагон, изящный и очень уютный,
совсем недавно совершал свой путь,
например, с Петроградской стороны
почти до конца
Московского проспекта -
через весь огромный город

Эти вагоны ежедневно
можно увидеть на улицах города

А это — трамвай будущего.
Пока имеются лишь опытные образцы



Марина Яичкина


Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»