Ноябрь-декабрь 2007 года
…
живописном портрете художники стараются передать не только внешний облик, но и внутренний мир изображаемых ими людей. На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание. Основная черта портрета — сходство с моделью. Но сходство — это подобие, но не тождество. Семейный портрет — это портрет чувства, связывающего персонажей картины, портрет любви, доверия и нежности. Запечатлеть красоту лица не так сложно, как передать красоту истинного и искреннего чувства, связывающего людей.
На картине Яна ван Эйка «Чета Арнольфини» изображен живший в Брюгге итальянский купец Арнольфини с женой. В большом окне виднеется пейзаж, а в выпуклой поверхности зеркала на заднем плане отражается комната. Круглая форма зеркала символизирует вечность и обещание вечной жизни для доброго христианина, пара обуви в нижнем углу слева — символ семейной неразделимости.
У великого голландца Рембрандта есть картина, которая так и называется: «Семейный портрет». Рембрандт написал ее на закате своей жизни и в ней выразил тоску по семейному счастью, которого в тот момент был лишен. На картине мать в малиновой кофте и пышной, красной юбке держит на коленях улыбающуюся младшую дочурку в розовой одежде. Веселая пятилетняя девочка перемигивается со старшей, изображенной в профиль, подносящей матери корзину с цветами. За всем этим из глубины картины наблюдает облаченный в сливающуюся с темным фоном черную одежду отец. Опустив руку на плечо старшей девочки, он протягивает средней красный цветок. Художник смог запечатлеть главное богатство семьи — умение радоваться жизни и быть счастливыми вместе.
Ян ван Эйк. «Чета Арнольфини». 1434 г. |
Ван Дейк. «Семейный портрет.» ] 1621 г. |
Неизвестный художник. «Семейный портрет Репниных-Волконских». I половина XIX в. |
Рембрандт. «Семейный портрет.» 1669 г. |
Ф. Гойя. Портрет семьи «Карлоса IV». 1801 г. |
П. Пикассо. «Семья бродячих акробатов». 1905 г. |
«Семейный портрет» — одна из лучших ранних работ знаменитого фламандского живописца Антониса Ван Дейка. Возможно, изображена семья пейзажиста Яна Вильденса. Молодая мать, сидящая в кресле, держит на коленях ребенка, который, запрокинув головку, смотрит на отца. Супруги не демонстрируют зрителю свои чувства друг к другу, но картина создает впечатление доверительной близости и согласия между ними. В открытом, спокойном и приветливом взгляде женщины угадываются ум и достоинство. В облике мужчины с бледным, несколько болезненным лицом Ван Дейк подчеркивает сдержанность и серьезность.
Верный правде жизни испанец Франциско Гойя изобразил королевскую семью без традиционной для парадного портрета идеализации. «Портрет семьи Карлоса IV» — это откровенный и прозорливый, не приукрашивающий действительность взгляд художника на венценосных особ.
П. Кончаловский. «Семейный портрет». 1912 г. |
Жизнь цирковых артистов, фееричная и драматичная одновременно, открывается в живописи Пабло Пикассо так называемого «розового периода». Считают, что в картине «Семья акробатов» художник изобразил самого себя как циркача, стоящего спиной к зрителю.
На Руси уже в XVIII веке аристократы, купцы и богатые горожане стали заказывать семейные портреты признанным мастерам и крепостным художникам. В российских музеях можно увидеть восхищающие благородством лиц и изяществом жестов семейные портреты Романовых, Шереметевых, Голицыных, Воронцовых, Строгановых, Шуваловых, Вяземских, Куракиных, многих безвестных людей.
В русской живописи XX века место Петра Кончаловского — одно из центральных. Он ощущал мир как пиршество красок. В его картине «Семейный портрет» решительная и лаконичная живопись представляет образ художника, лишенный романтической поэтизации.
Как вы, наверное, уже убедились, семейный портрет несет в себе нечто большее, чем просто изображение нескольких людей. Он отражает тонкий мир чувств, духовного родства, любви и нежности, согревающих зрителей на протяжении многих и многих лет, и неизменно остается символом главных человеческих ценностей.