Архив журнала для детей Костер

Ноябрь-декабрь 2007 года

Журнал Костер. Ноябрь-декабрь 2007 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Портрет любви и нежности

Буква Вживописном портрете художники стараются передать не только внешний облик, но и внутренний мир изображаемых ими людей. На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание. Основная черта портрета — сходство с моделью. Но сходство — это подобие, но не тождество. Семейный портрет — это портрет чувства, связывающего персонажей картины, портрет любви, доверия и нежности. Запечатлеть красоту лица не так сложно, как передать красоту истинного и искреннего чувства, связывающего людей.

На картине Яна ван Эйка «Чета Арнольфини» изображен живший в Брюгге итальянский купец Арнольфини с женой. В большом окне виднеется пейзаж, а в выпуклой поверхности зеркала на заднем плане отражается комната. Круглая форма зеркала символизирует вечность и обещание вечной жизни для доброго христианина, пара обуви в нижнем углу слева — символ семейной неразделимости.

У великого голландца Рембрандта есть картина, которая так и называется: «Семейный портрет». Рембрандт написал ее на закате своей жизни и в ней выразил тоску по семейному счастью, которого в тот момент был лишен. На картине мать в малиновой кофте и пышной, красной юбке держит на коленях улыбающуюся младшую дочурку в розовой одежде. Веселая пятилетняя девочка перемигивается со старшей, изображенной в профиль, подносящей матери корзину с цветами. За всем этим из глубины картины наблюдает облаченный в сливающуюся с темным фоном черную одежду отец. Опустив руку на плечо старшей девочки, он протягивает средней красный цветок. Художник смог запечатлеть главное богатство семьи — умение радоваться жизни и быть счастливыми вместе.

Ян ван Эйк. «Чета Арнольфини»
Ян ван Эйк.
«Чета Арнольфини».
1434 г.
Ван Дейк. «Семейный портрет
Ван Дейк.
«Семейный портрет.»
] 1621 г.
Семейный портрет Репниных-Волконских
Неизвестный художник.
«Семейный портрет Репниных-Волконских».
I половина XIX в.
Рембрандт. «Семейный портрет.»
Рембрандт.
«Семейный портрет.»
1669 г.

Ф. Гойя.
Портрет семьи «Карлоса IV».
1801 г.
П. Пикассо.	«Семья бродячих акробатов»
П. Пикассо.
«Семья бродячих акробатов».
1905 г.

«Семейный портрет» — одна из лучших ранних работ знаменитого фламандского живописца Антониса Ван Дейка. Возможно, изображена семья пейзажиста Яна Вильденса. Молодая мать, сидящая в кресле, держит на коленях ребенка, который, запрокинув головку, смотрит на отца. Супруги не демонстрируют зрителю свои чувства друг к другу, но картина создает впечатление доверительной близости и согласия между ними. В открытом, спокойном и приветливом взгляде женщины угадываются ум и достоинство. В облике мужчины с бледным, несколько болезненным лицом Ван Дейк подчеркивает сдержанность и серьезность.

Верный правде жизни испанец Франциско Гойя изобразил королевскую семью без традиционной для парадного портрета идеализации. «Портрет семьи Карлоса IV» — это откровенный и прозорливый, не приукрашивающий действительность взгляд художника на венценосных особ.

П. Кончаловский. «Семейный портрет»
П. Кончаловский. «Семейный портрет». 1912 г.

Жизнь цирковых артистов, фееричная и драматичная одновременно, открывается в живописи Пабло Пикассо так называемого «розового периода». Считают, что в картине «Семья акробатов» художник изобразил самого себя как циркача, стоящего спиной к зрителю.

На Руси уже в XVIII веке аристократы, купцы и богатые горожане стали заказывать семейные портреты признанным мастерам и крепостным художникам. В российских музеях можно увидеть восхищающие благородством лиц и изяществом жестов семейные портреты Романовых, Шереметевых, Голицыных, Воронцовых, Строгановых, Шуваловых, Вяземских, Куракиных, многих безвестных людей.

В русской живописи XX века место Петра Кончаловского — одно из центральных. Он ощущал мир как пиршество красок. В его картине «Семейный портрет» решительная и лаконичная живопись представляет образ художника, лишенный романтической поэтизации.

Как вы, наверное, уже убедились, семейный портрет несет в себе нечто большее, чем просто изображение нескольких людей. Он отражает тонкий мир чувств, духовного родства, любви и нежности, согревающих зрителей на протяжении многих и многих лет, и неизменно остается символом главных человеческих ценностей.




Петр Лернер
член Союза художников России

Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»