Ноябрь-декабрь 2007 года
…
ОГНИ МАЯКОВ
В этом году исполнилось ровно 200 лет маячной службе России. Это связано с зарождением отечественного флота и с именем императора Петра Великого. По его указанию в 1705 году вдоль узкого извилистого фарватера Северной Двины были установлены первые «огневые маяки» — емкости с горючими материалами, которые поджигались перед приходом с моря военных судов.
Но официальной датой создания маячной службы России специалисты считают 8 июня (27 мая по старому стилю) 1807 года. Именно в этот день император Александр I утвердил «Положение о содержании маяков и штате маячной команды», где предусматривалось, кто и как их будет обслуживать. Количество маяков в России увеличивалось год от года, но все равно их не хватало. В 1868 году один маяк приходился на 115 верст российского побережья (для сравнения: во Франции плотность маяков была выше в десять раз).
Маячники — так называют работников команды, обслуживающей маяки, в военные годы первыми подвергались атакам с воды, земли и воздуха. В годы Великой Отечественной войны урон маякам был нанесен огромный. И их первыми начали восстанавливать после победы. К тому времени советская промышленность освоила серийный выпуск маячных аппаратов с силой света от 50 тысяч до 3 миллионов свечей и дальностью действия до 30 морских миль (это почти 60 километров!), а архитекторы и инженеры научились строить монолитные бетонные башни.
Сейчас в нашей стране на всех 16 морях, омывающих ее берега, более 350 маяков, и в любую погоду они светят морякам и помогают выбрать верный курс к родным берегам. Россия в XXI веке должна иметь статус мощной морской державы, а значит — поддерживать хорошо развитую маячную сеть.
Что такое маяк? Это высокая башня, оснащенная сильным источником света, хорошо заметным в ночное время, и служащая ориентиром для судов. Места для маяков выбирают заметные и высокие, чтобы можно было увидеть маяк и в дневное время. Долгое время на вершинах маяков просто разжигали костры — других источников света не существовало. Затем начали использовать масло, нефть, газ, а позже — электроэнергию.
Маяки бывают береговые, морские и плавучие. Береговые устанавливают на материке, морские — на небольших островах вдали от береговой линии. Плавучие маяки устанавливают на кораблях при входах в порт. Свет маяка может быть постоянным или пульсирующим. Маяки обычно окрашивают так, чтобы они выделялись на фоне окружающей местности. Выглядят они очень романтично. Маяк может также подавать судам не только световые, но и радиосигналы и даже громкие звуковые сигналы, чтобы служить ориентиром в условиях недостаточной видимости, например, в тумане. Такие маяки называют ревунами.
Наука идет вперед. Все шире применяются современные навигационные технологии, и роль маяков как навигационного средства несколько снизилась, во всем мире сейчас насчитывается чуть больше полутора тысяч маяков. Но эти красивые мощные сооружения, одиноко возвышающиеся на морских берегах, продолжают радовать глаз.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Самый западный маяк России, построенный в 1813-1816 годах, находится в городе Балтийске. Он указывает путь кораблям, следующим в порты городов Балтийск, Светлый и Калининград.
Один из самых высоких и мощных маяков в мире установлен у западных берегов Франции. Там, перед самым входом в пролив Ла-Манш, расположен маленький островок Уэссан, а еще дальше в море, в 30 милях от этого острова, из воды поднимается одинокая безымянная скала. Вот на ней-то в середине 1980-х годов строители и исхитрились воткнуть 100-метровый маяк, свет от которого при отражающих облаках виден уже на британских островах Силли, также на островах, находящихся при входе в Ла-Манш. А между маяком и этими островами ни больше ни меньше — 169 километров!
Один из самых интересных маяков можно увидеть на Соловецких островах в Белом море, известных своим древним монастырем XV века и не менее древней, со времен Ивана Грозного, тюрьмой, просуществовавшей до середины прошлого века. В XIX веке на горе Секирной, самой высокой точке Большого Соловецкого острова, был построен Вознесенский скит. По склонам горы была проложена круговая дорога, ведущая к самой вершине, где в 1862 году была сооружена Вознесенская церковь. Белый каменный одноглавый храм виден издалека с самых неожиданных точек: за очередным поворотом дороги, со стороны какого-нибудь лесного озера, с моря. Это было использовано для устройства в барабане и куполе церкви маяка. Он начал работать в 1867 году и с высоты почти 100 метров на уровнем моря по сей день указывает путь морским судам.