Ноябрь-декабрь 2007 года
…
Более ста лет назад на улицах Петербурга можно было встретить сгорбленного, бедно одетого старика, ходившего всегда пешком. Многие, однако, знали, что это отнюдь не бедняк — напротив, богач, миллионер, владелец нескольких домов в столице, знаменитого Апраксина рынка и десятка имений в разных губерниях России, граф Антон Степанович Апраксин.
СТРАННОЕ УВЛЕЧЕНИЕ
Граф Апраксин был также известен как благотворитель и меценат. Нищие постоянно толпились у его роскошного дома на Литейном проспекте. Любя искусство, граф построил на Фонтанке лучший в Петербурге частный театр (ныне прославленный Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова). Когда в начале 60-х годов Апраксин рынок сгорел дотла, граф выстроил его заново и превратил в несгораемый, применив все технические достижения тех лет, в том числе электричество.
Изобретатель по натуре, граф, имея многомиллионное состояние, мог позволить себе любые расходы на свои проекты. Скромный, даже скупой в личной жизни (говорили, что он многие годы носил один и тот же сюртук), Апраксин без счета тратил деньги на сооружение новых аэростатов и опыты с ними. Главным «детищем» Апраксина был необыкновенный воздушный шар, имевший два баллона: один с легким газом, другой — наполненный теплым воздухом.
АЭРОСТАТ-ГИГАНТ
А такой аэростат позволил бы совершать длительные полеты и, меняя высоту, выбирать воздушные течения нужного направления.
Нельзя сказать, что эта мысль была абсолютно новой. Еще лет за сто до Апраксина комбинированный аэростат построил французский воздухоплаватель Пилатр де Розье. Он и его спутник Ромен в июне 1785 года на «розье-ре» пытались перелететь пролив Ла-Манш. К несчастью, в полете случился пожар, и оба воздухоплавателя погибли.
Аэростат Апраксина представлял собой огромное сооружение высотой в 30 метров! Самой крупной его частью являлся баллон в форме огромной «баранки» диаметром около 25 метров. Обычно для наполнения аэростатов использовался водород. Апраксин же решил взять аммиак, газ более тяжелый, но зато негорючий, пожаробезопасный, в отличие от водорода.
ПО ВОЗДУХУ К ПОЛЮСУ
В самом низу аэростата располагалась гондола — каюта, «обставленная весьма удобно роскошно отделанная», как говорил граф. Она была рассчитана на экипаж из 10 человек. Там находилась специальная печь, соединенная трубой с тепловым баллоном. Топливом для подогрева воздуха могли служить керосин, нефть и другие горючие вещества.
Особый прибор должен был удерживать аэростат на заданной высоте. Имелось также и ручное управление. Особый, «ветровой», компас помогал выбирать благоприятные воздушные течения, а «аэронавтический» — определять направление полета.
Один из современников писал об этом чудо-аэростате: «Аппарат будет очень изящен и солиден, но обойдется не дешевле 2000 рублей» (в то время деньги немалые). В самом деле, устройство аэростата было тщательно продумано, но, увы, слишком сложно для техники того времени.
Апраксин предназначал свой «сверхаэростат» для дальних и трудных полетов, например, к Северному полюсу. Но даже если с первого раза и не удастся достичь полюса, полагал он, то все равно будет собран важный научный материал и вторая, повторная, экспедиция может оказаться успешнее.
ТРАГИЧЕСКИЙ ВЗЛЕТ
«Сверхаэростат» строился в Петербурге, на Охтинской адмиралтейской верфи, где Апраксиным было возведено специальное здание. Казалось, что при финансовых возможностях графа постройка аэростата не займет слишком много времени. Уже весной 1884 года все работы планировалось завершить и начать пробные полеты.
Однако наступил 1884 год, время шло, а строительству аэростата-гиганта не было видно конца. Разные трудности сыпались, как из рога изобилия. Немалый ущерб делу нанесла катастрофа, случившаяся 9 июня 1891 года.
В тот день предстоял очередной опыт с большим привязным аэростатом. В восьмом часу утра, перед самым подъемом, неожиданно сорвался ворот с привязным канатом. Аэростат резко пошел вверх. Державшие его рабочие были подняты ввысь. Четверо из них, сорвавшись с высоты 40 метров, разбились насмерть.
Этот трагический случай, гибель людей вызвали в столице бурю возмущения. Требовали запретить «воздухоплавательные затеи» графа. Энтузиазм создателей «сверхаэростата» начал мало-помалу стихать. Неожиданная смерть графа разом остановила все работы. Он скончался 14 января 1899 года на 81-м году жизни.
ВОКРУГ ЗЕМЛИ
Похороны Апраксина были пышными и необычайно многолюдными. Процессия растянулась на добрую версту. В середине тысячной толпы ехала роскошная белая колесница. Но гроб почитатели графа несли на руках от Литейного проспекта до самого Балтийского вокзала. За гробом шла высшая петербургская аристократия: графы, князья, генералы. А дальше, заполнив улицы, колыхалось людское море.
«Едва ли когда-нибудь можно было видеть такую огромную толпу простонародья, как та, что следовала за гробом графа А. С. Апраксина — выдающегося представителя нашей аристократии», — писала «Петербургская газета». На вокзале уже ждал специальный поезд. На нем прах Апраксина отбыл в Сергиево. Там на кладбище Троице-Сергиевской пустыни он и был погребен в фамильном склепе.
А какова же судьба недостроенного «сверхаэростата»? В конце января 1899 года выходивший в Петербурге журнал «Циклист» писал: «В настоящее время место постройки аэростата, впредь до особых распоряжений наследников, опечатано судебною властью». Неделю спустя тот же журнал сообщил, что наследники графа решили прекратить начатые им опыты, а все его аппараты подарить парижскому воздухоплавательному парку.
«Супераэростату» графа Апраксина не суждено было подняться в небо. Но идея оказалась верной. Правда, это стало ясно только век спустя. Именно подобные сложные аэростаты, их называют комбинированными, позволили осуществить сверхдальние полеты. Например, на гигантском аэростате «Брейтлинг Орбитер-3» воздухоплавателям Бертрану Пиккару и Брайану Джонсу удалось совершить первый полет вокруг Земли. Так что мысль русского графа о супераэростате не была пустой фантазией. Беда заключалась лишь в том, что он слишком опередил свое время.
Геннадий Черненко |
Художник А. Джигирей | |
Страничка автора | Страничка художника |