Март 2007 года
…
О доблести, о подвигах, о славе
«Чем это они стреляют?» — спрашивал матросов старший офицер миноносца «Громкий» Паскин, зная, что оба патронных погреба затоплены. И то, что он там увидел, превзошло все его ожидания. Люди по очереди спускались в затопленный погреб, как в плавательный бассейн, и выныривали с патронами. Никто не давал такого распоряжения, и вообще это было неслыханное дело, едва ли когда-либо практиковавшееся в истории морских сражений…» Это строки написал участник Цусимского сражения, простой матрос-баталер с «Орла» Алексей Новиков, ставший впоследствии знаменитым русским писателем-маринистом Новиковым-Прибоем. Он был свидетелем величайшей трагедии русского военного флота и очевидцем подвига мужественных людей, проявивших подлинный героизм. Простые русские моряки, матросы двух эскадр, соединившихся в Тихом океане для общей гибели, не жалея себя, отстаивали честь своей страны. Баталер Алексей Новиков попал в японский плен и провел в городе Майдзуру долгих девять месяцев. Все это время он записывал рассказы очевидцев сражения, русских моряков, захваченных в плен с разных российских кораблей. Так рождалась документальная история страшной битвы. Первый свой очерк под названием «Гибель эскадренного миноносца «Бородино» 14 мая 1905 года» Алексей Новиков опубликовал под псевдонимом «Матрос А. Затертый». Далее последовали очерки о гибели броненосца «Ослябя», трагедии крейсера первого ранга «Адмирал Нахимов» и документальные рассказы о судьбе других русских кораблей, участников Цусимского сражения. А потом родилась уникальная художественная книга — «Цусима». Ее обязательно нужно прочитать, чтобы знать свою историю не по учебникам, а увидеть глазами тех, кто все это пережил. Морская тема стала главной в творчестве Новикова, добавившего к своей фамилии морской псевдоним «Прибой». Его «Морские рассказы», роман «Соленая купель», повесть «Море зовет» и другие произведения будут интересны всем, кто любит морские просторы и верит в мужество. Может быть, кто-то из вас уже читал книгу Новикова-Прибоя «Подводники» (она печаталась в детской литературе под другим названием — «Пленники бездны») и был поражен мужеством моряков, вынужденных покинуть потерявшую плавучесть лодку через носовые минные аппараты при помощи сжатого воздуха. Такие книги остаются в памяти навсегда. 24 марта исполняется 130 лет со дня рождения русского писателя Алексея Силыча Новикова-Прибоя (1877-1944). Возьмите его книги, откройте для себя мир мужества, доблести и славы.
Удивительная лодка
(Продолжение истории гондолы) Начало.Первоначально место гондольера, управлявшего лодкой, находилось в центре. Для того чтобы разместить в лодке побольше пассажиров, «рабочее место» гондольера перенесли назад, на корму. Такая перестановка повлекла за собой два существенных новшества. Первое: потребовалось довольно тяжелое (весом не менее 40 кг) и удлиненное весло (до 4,2 м). Оно делалось из ствола бука — дерева плотного и прочного. Манипуляции таким веслом требовали от гребца значительной силы и ловкости. Второе новшество определялось вертикальным положением управляющего весла. Для его удерживания придумали особой конструкции уключину — форколу («вилку»). Ее изготавливают из орехового дерева. В такой уключине имеется ряд пазов, куда попеременно можно вставлять весло, меняя длину рычага и тем самым регулируя скорость движения гондолы. Понадобилось и утяжелить нос судна, для создания противовеса находящемуся на корме гондольеру. Так появилось еще одно конструктивное новшество — ferra («железо»). Это тяжелая пластина из металла с шестью горизонтальными зубцами и завитком сверху, напоминающим гребень церемониального головного убора венецианских дожей.
(Продолжение в следующем номере.)
О. Ницман Дежурный капитан |
Художник Шамиль Ворошилов | |
Страничка автора | Страничка художника |