Ноябрь-декабрь 2014 года
…
Рубрика Вот в чем вопрос
БОГИНЯМ ЛЕГКО ЛЬ НА ЗЕМЛЕ?
В конце XIX века миллионер из Сан-Франциско, который не видел Венеры Милосской, но был наслышан о ней, захотел иметь копию. Когда же наконец скульптуру привезли — миллионер остолбенел. У Венеры не было рук! Он подал в суд на компанию, доставившую статую, и суд вынес решение: за отломанные у статуи руки компания должна расплатиться с заказчиком.
Многие годы шли споры о руках Венеры. Одни утверждали, что правой рукой она придерживала ниспадающие одежды, другие говорили, будто левой рукой она держала щит, а третьи уверяли, что в руке у Венеры было яблоко. Некоторые считали необходимым приделать Венере руки и даже… крылья. Впрочем, курьезы продолжаются до сегодняшнего дня. Если в первой половине XIX века находилось много охотников разыскивать руки знаменитой Венеры на острове Милос, это объяснимо. Но когда теперь в газетах появляются заметки, что в том или ином месте Италии найдены правая или левая рука, а иногда и обе руки Венеры, поверить этому может только истинный невежда.
А теперь — о приключениях Венеры Таврической.
Собирать произведения искусств в России начал Петр I и не жалел для этого ни хлопот, ни денег. В 1718 году капитану Кологривову, который повез в Италию юношей для обучения наукам и искусствам, Петр наказал покупать картины и скульптуры. Кологривов был человеком образованным, он учился за границей и хорошо понимал, что от него требуется. В Риме он узнал, что один человек выкопал на своем участке античную статую, пошел на нее посмотреть и уверился, что скульптура прекрасна. Казалось, Венера собралась купаться, и уже сбросила одежды, но не успела войти в воду, повернулась на чей-то зов, да так и застыла на века.
Кологривов купил статую, тут же отвез ее к реставратору и послал царю радостную весть о мраморной богине. В России не было ни одной античной скульптуры! Только рано он ликовал. Губернатор Рима запретил вывоз художественных сокровищ, а, проведав о статуе, арестовал и реставратора, и саму Венеру.
Кологривов заболел от огорчения, но царь Петр не сдался, он решил действовать через папу римского и попросил у него мраморную богиню в обмен на мощи святой Бригитты, почитаемой католиками святой. Эти мощи достались русским в качестве трофея в завоеванном у шведов Ревеле. Папа не хотел расставаться со скульптурой, но испугался скандала. Католический мир не простил бы, если б папа римский предпочел языческую богиню, которую народ ругал «белой дьяволицей», священным останкам.
Обмен состоялся. Со всяческой осторожностью Венеру везли морем, потом, в специально для нее изготовленном возке, — сушей, затем снова морем, пока в 1720 году она не прибыла на берега Невы, в Петербург. Здесь «госпожу Венус» торжественно встретили, установили в дубовой галерее в Летнем саду и устроили в ее честь пышный праздник: гремели пушки, плясали наряженные античными богами актеры, а в небе расцветали россыпи «потешных огней» — фейерверк.
В России не привыкли к обнаженным статуям, так что возле Венеры пришлось выставить караул, чтобы, не дай бог, камнями не забросали. А она стояла в чужом северном краю все такая же спокойная и величавая, словно прислушивалась к далекому зову своей родины…
Впоследствии Венера была подарена князю Потемкину Таврическому, получившему этот титул за присоединение к России Крыма (Тавриды) и хранилась в Таврическом дворце. Поэтому ее назвали — Таврической. А в зал петербургского Эрмитажа она попала в 1850 году.
Елена Матвеева |
Художник Евгений Морозов | Страничка автора | Страничка художника |