Ноябрь-декабрь 2014 года
…
В этом году в Санкт-Петербурге сразу два знаменитых исторических корабля-музея — крейсер «Аврора» и ледокол «Красин» — отправились на ремонт в док. Это хороший повод поговорить о том, как вообще ремонтируются суда, как специалистам удается продлить им жизнь, а иногда — и вернуть исторический облик.
Соленая морская вода не щадит ни дерево, ни металл. На корпусе судна поселяются водоросли, ракушки и сидячие раки. Такие обрастания могут весить до нескольких тонн и сильно затрудняют движение судна. Подводную часть судна нужно осматривать и ремонтировать. Но как это сделать? Позвать на помощь водолазов? Снарядить экспедицию на небольшой подводной лодке или батискафе? Нет, для этого придумано особое сооружение — док на судоремонтном заводе.
Модель дока Цесаревича Николая во Владивостоке (из собрания Центрального военно-морского музея). Так же устроен док, в котором ремонтируются «Красин» и «Аврора» |
Постановка в док — сложная операция, она занимает несколько часов напряженной работы команды и специалистов на берегу. Судну приходят на помощь буксиры, которые заводят его в док и помогают встать над стапельным местом (так называют особое место для корабля на судоремонтном заводе). Буксиров может быть несколько: один трудится в носовой части, другой — в кормовой; еще один-два могут следовать рядом для подстраховки. «Красин» и «Аврора» — корабли-музеи, своим ходом дойти до завода они уже не могут. Поэтому маленькие буксиры не только завели их в док, но и доставили из Петербурга в Кронштадт. Буксировку ледокола обеспечивали три буксира, а крейсера — четыре!
Когда судно встало в док, закрываются особые доковые ворота, и начинается откачка воды. Док осушается, и судно на несколько недель или месяцев застывает в ремонтных лесах. Сначала корпус корабля осматривают и отмывают от донных отложений. Затем наступает очередь пескоструйной обработки — под действием энергии сжатого воздуха мельчайшие песчинки удаляют со всей поверхности металла старую краску, ржавчину и другие загрязнения. После этого корпус и надстройку можно снова красить и покрывать различными средствами, предохраняющими металл от повреждений. Но перед покраской в случае необходимости заменяют листы обшивки, ликвидируют вмятины и т. д. В доке могут заменить палубные настилы, пришедшие в негодность котлы, машины и различные судовые устройства. Когда ремонтные работы завершены, док снова заполняется водой, приходят буксиры, и отремонтированный корабль покидает территорию судоремонтного завода.
А еще бывают плавучие доки. Когда в такое сооружение заводят судно, док притапливают, заполняя водой систему цистерн. Затем воду из цистерн откачивают, и док поднимается на поверхность вместе с кораблем. Теперь при необходимости их даже буксировать можно вместе. История докования судов уходит в глубину веков. Мореходы уже в античное время поняли, что любой корабль требует ухода. После морского боя победители буксировали затопленные корабли в сторону берега, где рабы вытаскивали их на сушу, заделывали пробоины либо разбирали на лом.
В эпоху парусного флота суда обычно ремонтировали без постановки их в док. Деревянные парусники сильно страдали от морской воды, и моряки часто применяли килевание — наклон корпуса корабля до появления киля над водой. Делалось это в удобной бухте. Для этого необходимо было посадить судно на мель в отлив! Чтобы все проходило успешно, к подобным операциям заранее готовили определенные участки берега. Такие участки стали называть «килен-банки». Если ремонт не был серьезным, достаточно было кренгования — наклона судна без выхода киля из воды. Парусник наклоняли с помощью талей (подвесных грузоподъемных устройств) или фалов (страховочных тросов).
В крупных морских городах суда ремонтировались рядом с судостроительными верфями. Архитектурные сооружения на берегу служили еще и надежной защитой от возможного нападения со стороны моря, предохраняя, таким образом, строящиеся и ремонтирующиеся корабли. Примером может служить сохранившаяся до наших дней Доковая башня в Феодосии.