Февраль 2009 года
…
ИСТОРИЯ СТРАНЫ В КАРТИНАХ
Историческая живопись — один из самых уважаемых и сложных жанров изобразительного искусства. В нем запечатлены наиболее значимые события прошлых времен.
Картина А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина», представляющая яркий пример народного героизма, написана в годы войны с Наполеоном. Когда князь Святослав был в походе, печенеги осадили Киев. Горожане, изнемогая от голода и жажды, искали того, кто мог бы перебраться на ту сторону Днепра и передать весть о беде. Безымянный юноша решился на это. Он вышел из города, держа уздечку в руке, будто бы искать свою лошадь. Печенеги не обратили на него внимания. Когда же он дошел до берега реки, то сбросил одежду и поплыл. Ему удалось сообщить воеводе Претичу, что Киев в опасности, и вскоре русское войско переправилось к городу, заставив печенегов в страхе отступить…
Картина Н. Ге написана на сюжет трагического эпизода русской истории. Царь Петр I, узнав, что его наследник, царевич Алексей связан с врагами, приговорил его к смерти. В холодной комнате петергофского дворца на столе перед царем лежат перехваченные письма Алексея. Отец смотрит с гневом и презрением на сына, который не молит о пощаде, а только отвел взгляд.
Увеличить А. Иванов. «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году», 1810 г. |
Увеличить Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 г.. |
Увеличить В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы», 1899 г. |
Увеличить Е. Моисеенко. «Победа», 1972 г. |
Увеличить И. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1880-91 гг. |
Создание В. Суриковым картины «Переход Суворова через Альпы» было приурочено к юбилею швейцарского похода великого полководца. В середине сентября 1799 года русские «чудо-богатыри» перешли высокогорный перевал Сен-Готард. Мы видим уходящую ввысь каменную кручу горы. На самом краю ледяного обрыва остановил своего коня Суворов, отсюда он виден всей подходящей к обрыву армии. По почти отвесной, обледенелой, покрытой снегом крутизне спускается, точнее, скатывается вниз русская армия. Первым летит вниз солдат, обеими руками придерживающий шляпу-двууголку, но не выпускающий ружье. Выше один из спускающихся закрыл лицо плащом, чтобы не видеть пропасти. Старик с обнаженной седой головой крестится с выражением суровой решимости.
Над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Репин работал около двенадцати лет. «Ну и народец же!!! Голова кругом идет от их шуму и гаму. Чертовский народ!» — писал о запорожских казаках художник. Поводом для воплощения на полотне казацкой вольницы стало легендарное дерзкое письмо запорожцев турецкому султану Махмуду IV в ответ на грозное повеление добровольно сдаться.
Художник Е. Моисеенко сам испытал все тяготы войны. В его картине — восхищение отвагой и мужеством наших солдат и неизбывная скорбь по отдавшим свои жизни во имя Великой Победы. Руины города. Конец войны. Победа! Долгой дорогой жестоких боев, крови и смерти шли к ней солдаты. На руках одного из них в последние минуты войны умирает товарищ. Из груди солдата вырывается крик, в котором всё: боль за тех, кто не дожил до Победы, и радость, что Победа пришла.