Архив журнала для детей Костер

Февраль 2009 года

Журнал Костер. Февраль 2009 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Советы Маши-искусницы

Волшебный мир кукол

Мастерим свою куклу

Так рождается кукла. Художник Ольга Зайцева и воплощение ее замысла. Видите на плокате Белого Кролика из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»Ё А это — эскиз, из которого родилась кукла. А вот тот же Белый Кролик, но уже «оживший» и успевший стать куклой!

Каждый человек, приложив немного усилий, может придумать и сделать куклу. Причем это совсем не обязательно должен быть пучеглазый розовый пупс или слащавая Барби, можно сделать симпатичную Бабу-Ягу, Золушку или куклу-портрет с вашей любимой подруги. И «рождаются» куклы также из любого материала: дерева, пластика, ткани, бумаги, папье-маше, воска, соломы, соленого теста. Пришейте на обычную подушку два «глаза» (пуговицы от старого пальто) и «рот» (молнию для брюк), и у вас получится кукла — добрый (а может быть, и злой) Дух Сна. Придумывание кукол — это занятие не только для девочек. Мальчишки тоже могут вырезать куклу-марионетку из дерева, а уж сделать куклу с движущимися механическими ручками и ножками или куклу-часы — это настоящая мужская работа, требующая серьезных знаний по механике.

Добрыня и Змей

Не имеет значения — умеете ли вы хорошо рисовать или нет. Важно умение и способность увидеть и создать образ. Персонажа вне образа не бывает. Что же это такое — образ? Образ — это совокупность характерных черт персонажа, то, что выделяет каждого человека из толпы. Но не только яркие черты: незаметный человек («серая мышка») — это тоже образ. Попробуйте сделать словесные или нарисованные шаржи со знакомых и незнакомых людей, стараясь охарактеризовать каждого человека несколькими «штрихами», выделив наиболее выразительные черты его внешности. Понятно, что не этично подчеркивать недостатки природы. Красавицу с длинным носом не стоит ассоциировать с дятлом. Лучше подчеркнуть красоту ее волос или пластичность фигуры. Злая карикатура может очень обидеть человека. Не увлекайтесь излишней натуралистичностью и физиологизмом деталей лица (выделыванием морщин, складок, бородавок, выпученных глаз и прочего) — старайтесь придать чертам лица некоторую обобщенность, потому что, как правило, натуралистическое кукольное лицо смотрится отталкивающе. Умение обобщать детали помогает добиться выразительности образа и является, в общем-то, задачей для художника. Также настоящий художник-кукольник всегда старается избежать создания «пупса» и любого другого стандартного кукольного образа.

Прием «системы квадратов» Эскиз расчерчивают на квадраты и переносят рисунок, по квадратам, на большой расчерченный на квадраты лист Вот такими разными и такими интересными могут быть эскизы
Эскиз для куклы Эскиз куклы

Начните с эскиза будущей куклы и еще на бумаге постарайтесь определить характер куклы и ее пропорции. Желательно с самого начала продумать и цветовую гамму одежды, лица и волос. Цветом можно подчеркнуть сущность образа куклы (болотная кикимора), ее характер (например, цыганскую агрессивность Кармен и нежность, беззащитность Сильфиды), даже профессию (трубочист, булочник). Очень интересно по цветовой шкале (в цветах радуги) «разложить» каждого своего знакомого или известную личность, определив, какой цвет соответствует их характеру.

Но не только цветом, но и линией можно изобразить характер куклы (неуверенность и ранимость, мощь и напор). Иногда самым удачным рисунком оказывается маленькая «почеркушка». Чтобы увеличить ее до размеров будущей куклы, используется прием «системы квадратов». Для этого эскиз расчерчивают на квадраты (или кальку с эскиза) и, соответственно, рисунок по квадратам переносят на увеличенный до нужных размеров аналогично расчерченный формат. Такой прием дает возможность точно перенести и увеличить рисунок, сохраняя пропорции и найденный характер черт.

Чтобы проверить, правильно ли вы сделали кукольные пропорции (общие размеры, размер головы в соотношении с руками и ножками) — отставьте эскиз на расстояние или посмотрите на него в зеркало. Так сразу становятся заметны «незапланированные» диспропорции или другие промахи в работе.

Куклы петербургского художника Аллы Машезерской. Узнали, из какой они сказки?

По эскизу подбираются ткани для будущей кукольной одежды. Но тут надо помнить, что куклы — волшебные существа, и они очень часто начинают «диктовать» свои «желания» автору. И тогда автору приходится менять свои замыслы и снова и снова подбирать лоскутки.

А эту симпатичную куклу Алла Машезерская сделала из обыкновенного воздушного шарика!

Ткани, с которыми вы собираетесь работать, лучше сразу постирать и отгладить (даже новые, чтобы в дальнейшем они не давали усадки). Затем аккуратно разложите все лоскутки и обрезки материи по цвету (синие с синими) или по фактуре (бархатные лоскуты, парчовые, кружева) — в полиэтиленовые мешочки и прикрепите к каждому английскую булавку с лоскуточками имеющихся тканей. Это очень экономит время, ведь желание приняться за работу может возникнуть стихийно, и когда придет время работы над куклой, не нужно будет часами искать и копаться в мешке, среди мятых и, тем более, нестираных лоскутков.

Очень часто кукольный мастер для достижения выразительности образа ищет новые материалы для своих кукол. Например, мишку Тедди совсем не обязательно делать из меха или синтетики «под мех». Проявив фантазию, его можно сшить из ситца или разных кусочков разноцветной ткани в технике лоскутной мозаики, из связанных на спицах или крючком фактур, создать из магнитофонной ленты, декоративных цветов или пуговиц, да хоть ракушек (почему нет?). А вот как сделать так, чтобы мишка получился не столько авангардным, сколько узнаваемым, трогательным и теплым — это основная и наиболее сложная задача для художника.

Ольга Зайцева, художник

Дизайн и разработка сайтов


Ольга Зайцева


Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»