Февраль 2011 года
…
Герои неземных стихий
Жизнь под чужим именем
Как-то я задал своему знакомому вопрос: кто такой Александр Шаргей, чем он знаменит? Знакомый пожал плечами и признался, что не знает. Даже «подсказка»: мол, эта фамилия связана с космонавтикой, не помогла. И не удивительно. Загадочный Шаргей много лет был вынужден скрываться под другим, чужим именем.
Думы о космосе
О полетах в космос, к Луне и планетам Александр Шаргей начал мечтать еще в 1914 году, когда был гимназистом и жил в своем родном городе Полтаве. Эта мечта потом уже не отпускала его, увлекая все больше и больше. Тогда он еще не знал, что есть ученые, которые также думают о межпланетных путешествиях. Он ничего не слышал о Циолковском и его трудах. До всего ему приходилось доходить самостоятельно.
Александр хотел быть инженером, а потому, окончив гимназию, поступил в Политехнический институт в Петрограде. Студентом ему довелось побыть всего два месяца. Первая мировая война была в разгаре, и его, наскоро обучив в школе прапорщиков, отправили на фронт.
После революции царская армия распалась. Возвращаясь в Полтаву, Шаргей на одной из кубанских станций нарвался на белогвардейский патруль. Его задержали и призвали в белую армию. Но при первом же благоприятном случае он бежал и, рискуя снова быть задержанным, добрался до Киева.
Новое имя
Шел страшный 1919 год. Александр Шаргей жил случайными заработками, а в свободное время трудился над рукописью о межпланетных полетах. Он дал ей замечательное название: «Тем, кто будет читать, чтобы строить».
Он писал: «Прежде всего, чтобы вопрос этого труда сам по себе не пугал вас и не отклонял от мысли о возможности осуществления, все время твердо помните, что с теоретической стороны полет на ракете в мировое пространство ничего невероятного собой не представляет».
В любой момент Шаргея, бывшего белогвардейца, могли арестовать, теперь уже красные, а то и «к стенке поставить». Родные настоятельно советовали ему изменить имя и фамилию. Как раз в это время скончался один их знакомый, и Александру передали документы умершего. Так он, Александр Игнатьевич Шаргей, превратился в Юрия Васильевича Кондратюка. Под этим именем он и вошел навсегда в историю космонавтики.
Трасса Кондратюка
В своем труде «Тем, кто будет читать…» он как бы обращался к ученым, инженерам, рабочим, которым выпадет счастье осуществить смелый проект. Точными математическими расчетами Кондратюк доказывал, что космическая ракета непременно должна состоять из нескольких ракет, то есть быть многоступенчатой. Он же рассчитал, какой путь ракеты после старта — самый выгодный.
Очень важно, считал Кондратюк, создать постоянную космическую базу на орбите вокруг нашего спутника Луны. Автоматические грузовые ракеты будут доставлять на окололунную базу различные грузы. Причалив к ней, межпланетные корабли смогут пополнить свои запасы и продолжать путь дальше, к Марсу, Венере. Он писал о возможности спуска корабля на крыльях и первым разработал схему «космического челнока». Предсказывал, основываясь, конечно, на расчетах, что при первых полетах на Луну экипаж космического корабля будет состоять из трех человек, двое из которых опустятся на лунную поверхность. Поразительно, что именно так все и произошло почти сорок лет спустя, когда американские астронавты по «трассе Кондратюка» совершали свои полеты к Луне!
Странный квартирант
Кем только не пришлось Кондратюку работать: грузчиком, смазчиком на железной дороге, ремонтником станционных путей, кочегаром на сахарном заводе.
В 1925 году он устроился механиком хлебного элеватора на станции Крыловской Краснодарского края. Мысли его по-прежнему были заняты космическими полетами. Жил он, как всегда, чрезвычайно скромно, отдавая все свободное время творческому труду.
Варя, дочь хозяйки дома, в котором Кондратюк снимал комнату, хорошо запомнила необычного жильца: высокого, худого, с маленькой бородкой и черными блестящими глазами. Через много лет, взрослой, Варвара Владимировна рассказывала, как во время обеда или ужина Юрий Васильевич вдруг порывисто вставал и начинал быстро шагать по комнате, прищелкивая пальцами или теребя волосы. Потом садился к своему столу и что-то торопливо записывал, зарисовывал или вычерчивал.
Только в 20-е годы ему удалось разыскать старый журнал со статьей К. Э. Циолковского о полетах в космос. Он читал ее и сожалел, что не попалась она ему лет на десять раньше: не пришлось бы открывать уже открытое. Но убедился он так же, как много нового открыл самостоятельно.
Кратер на Луне
Юрия Васильевича как опытного механика-изобретателя пригласили в Новосибирск проектировать и строить хлебные элеваторы. Здесь зимой 1929 года вышла в свет его книга о космонавтике «Завоевание межпланетных пространств» — главный труд.
Потом Кондратюк жил в Москве, где занимался ветроэнергетикой. Под его руководством была спроектирована гигантская ветро-электрическая станция с башней высотой 160 метров. Трехлопастные пропеллеры ее имели диаметр более 80 метров! Станцию хотели построить в Крыму, на горе Ай-Петри, но вскоре началась Великая Отечественная война, и осуществить этот план не удалось.
Летом 1941 года Юрий Кондратюк вступил в дивизию Народного ополчения, оборонявшую Москву, стал командиром отделения связи. В начале октября во время боя он, как рассказывали его однополчане, под сильным огнем гитлеровцев бросился устранять обрыв телефонной связи, и был убит.
Кондратюк погиб в возрасте сорока четырех лет. Его заслуги в космонавтике давно признаны. Недаром его именем назван один из кратеров на обратной стороне Луны.
Геннадий Черненко |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |