Архив журнала для детей Костер

Февраль 2011 года

Журнал Костер. Февраль 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Зеленые страницы
Снежные танки

Северный олень… Из всего семейства Оленей, в которое входят примерно 30 видов, этот — самый удивительный. Стада северных оленей могут двигаться без остановки в течение двух-трех суток, некоторые насчитывают до 25 миллионов голов, а протяженность такого стада — до ста километров! Только представьте: плотно прижимаясь друг к другу, став одним целым, плывут мимо олени, высоко подняв рогатые головы. Это настоящий оживший лес, величественный, завораживающий, во всей мощной первобытной красе и силе. Интересно, что только у северных оленей рога носят и самцы и самки. Когда стадо оленей движется, раздается характерный звон — это сухожилия трутся о косточки, сухо пощелкивая. Природа придумала это не просто для Марка музыкального сопровождения красивого зрелища прохода стада. Такой звон необходим оленям, чтобы не терять друг друга в метели и бураны, во время долгих полярных ночей. Отбившиеся от стада олени безошибочно находят своих сородичей по этой северной мелодии.

Но как же олени не боятся 60-градусных морозов? Природа позаботилась и об этом. Шерсть у северных оленей удивительная: шерстинки имеют форму клина, но сужаются не к концу, как у всех других животных, а к основанию. Шерстинки очень легкие, тонкие, а внутри у них — воздух. Поэтому олень ходит в такой вот «воздушной шубе», и даже холодный северный ветер, дующий против шерсти, оленю не страшен. Даже снег на такой шубе не тает! А к зиме у оленя еще и пух отрастает — у самого тела, как плотный спасательный жилет. Тут уж ему даже ледяная вода не страшна. Кстати, северные олени — прекрасные пловцы.

А вот в жару оленю приходится трудно. Он ходит по знойной тундре, высунув язык, как собака. Только так может этот рогатый красавец охладиться — ведь потовых желез у северных оленей нет. Хорошо, что лето в тундре совсем коротенькое.

Питается олень ягелем. Это растение так и зовется — «олений мох». Добывать ягель из-под снега приходится с помощью очень острых и широких копыт. Иногда нужно забираться на метровую глубину, туда, где даже железная лопата бессильна справиться с ледяным слоем. Североамериканские индейцы не зря прозвали диких оленей «ксалибу» — на языке микманов это означает «разгребающий снег». Копыта у северных оленей вообще уникальные — благодаря им олень не проваливается в снег и свободно разгуливает по болотам.

Но это еще не все удивительные особенности северного оленя. Мало кто знает, что северный олень — единственный из всего своего оленьего семейства — героически сражался на фронтах Второй мировой войны.

В феврале 1942 года были сформированы оленно-лыжные батальоны, в состав которых вошли коренные жители Ненецкого округа и Республики Коми со своими оленями. Оленная армия влилась в Карельский фронт, сразу оказавшись на передовой. Фронт раскинулся более чем на тысячу километров. Здесь, в сложнейших условиях севера, в глубоком снегу, где вязли трактора, грузовики, лошади, могли пройти только бойцы-олени. Снабжение войск продовольствием, вывоз с поля боя раненых, диверсионные вылазки в тыл врага — во всем этом помогали северные олени.

Бойцы ласково называли их «наши вездеходы». Оленно-транспортные батальоны доставляли на передовую грузы и вооружение, вытаскивали подбитые самолеты, подвозили пушки и снаряды. В непроходимую пургу в ходе кровопролитных боев под Мурманском олени-санитары спасли сотни наших бойцов, вывезя раненых с поля битвы. Служили олени и в разведке — с их помощью наши разведчики осуществляли внезапные рейды в тыл врага, уничтожали базы противников, захватывали опорные пункты фашистов, брали «языков». Разведчики вспоминали, как приходилось пробираться в тыл врага — они надевали маскхалаты, цеплялись за оленя, и он бежал в нужном направлении; оленя было видно, а разведчика — нет. Впрочем, маскхалаты шили и самим оленям. Но осознав, что олень на войне — это настоящий воин, фашисты, сначала скептически воспринимавшие оленную армию, начали ожесточенно ее уничтожать. И из десяти тысяч мобилизованных на фронт оленей в живых осталось чуть больше тысячи. Остальные пали в боях, наравне с людьми. Пали, как настоящие солдаты.

На этом рассказ о «заполярной кавалерии», о «рогатых батальонах» и «снежных танках» — так прозвали героических оленей солдаты — можно было бы закончить, если бы не один удивительный случай. В июне 1947 года оленеводы-ненцы заметили на сопке семь ездовых оленей во главе с высоким, сильным вожаком по кличке Длинноногий — его все узнали сразу же. Шесть лет до этого, в начале войны, упряжку Длинноногого отправили на фронт, в Карелию и под Мурманск. И вот — олени вернулись, прошагав полторы тысячи километров, выжив в невероятных условиях, вернулись, повинуясь зову родной тундры, туда, где когда-то появились на свет. Семеро бойцов, семеро оленей, прошедшие всю войну. Старики-оленеводы рассказывали, что больше всего их поразило то, что олени стояли и плакали, как настоящие солдаты, наконец-то вернувшиеся домой.

«Олень». Маша Худова, 10 лет, ДХШ им. Е. Шепелевича, г. Дивногорск «Олени». Настя Лицова, 7 лет, ДХШ им. Е. Шепелевича, г. Дивногорск
«Олень». Маша Худова, 10 лет, ДХШ им. Е. Шепелевича, г. Дивногорск «Олени». Настя Лицова, 7 лет, ДХШ им. Е. Шепелевича, г. Дивногорск



Художник Татьяна Капустина   

Страничка художника

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»