Февраль 2014 года
…
У нас в гостях первый Президент Санкт-Петербургского государственного университета, Президент Российской Академии образования, Почетный гражданин Санкт-Петербурга, член Всемирного клуба петербуржцев, крупный ученый филолог, имя которого носит малая планета № 7451 Солнечной системы, — Людмила Алексеевна ВЕРБИЦКАЯ.
— Людмила Алексеевна, какие книги, по Вашему мнению, обязательно нужно прочесть в детстве, чтобы потом не опоздать на всю жизнь?
— Для каждого это свои книги из традиционной детской и юношеской классики. Важно, чтобы в детстве и отрочестве человек читал, и читал много, ибо чтение формирует ум, пробуждает душу, воспитывает человека. Юному человеку, безусловно, нужны сказки, нужны стихи, нужна фантастика, нужны приключения, нужны исторические произведения.
— А какие книги были самыми любимыми у Вас в детстве?
— «Два капитана» Вениамина Каверина. Эта книга со мной всегда, на протяжении всей моей жизни. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» — этот девиз из моей любимой книги стал моим лозунгом на всю жизнь.
— Роман «Два капитана» Каверина впервые был опубликован у нас в «Костре», в 1938 году. Людмила Алексеевна, а есть ли книги, которые Вы перечитываете?
— Есть. Люблю перечитывать Льва Толстого, «Войну и мир». Из современных писателей перечитываю иногда Юрия Полякова, Татьяну Толстую, Людмилу Улицкую.
— А кто он — Ваш любимый литературный герой?
— Любимого литературного героя, пожалуй, нет.
— Интересно, а есть ли сейчас, в современной литературе герой, которого можно было бы назвать «героем нашего времени»?
— Сейчас, мне кажется, нет такого героя в нашей литературе. Герой-сыщик, герой-бандит, слава Богу, уже не могут претендовать на эту роль. Те герои, которых рисует Сергей Минаев, тоже никаким образом не заслуживают такого названия. Хотелось бы, конечно, чтобы появился в литературе образ, сравнимый по значению с теми, что создали в свое время Пушкин, Лермонтов.
— Хотелось бы… Людмила Алексеевна, разделяете ли Вы опасения Дмитрия Сергеевича Лихачева о том, что сейчас весь мир, все человечество страдает под натиском бездуховности и агрессивной пустоты?
— Эти опасения высказывал не только Дмитрий Сергеевич Лихачев. Очень много об этом явлении размышлял и академик Сергей Петрович Капица. Он писал, что «…вопрос потери интереса к чтению — это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми. Мы уперлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это все осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстает. Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира — в Америке и в Англии тоже мало читают». Надо сказать, что в странах Запада, особенно США, этот процесс начался гораздо раньше, чем в России, но сейчас мы «успешно» догнали Америку. Культура сегодня подчинена коммерции. Но деньги не могут быть целью существования общества, это всего лишь средство достижения тех или иных целей.
— Людмила Алексеевна, в одном из интервью Вы сказали, что язык — это форма отражения сознания. Чтобы научиться говорить правильно, необходимо менять сознание? Или сначала нужно научиться правильно и красиво говорить, а вслед за этим изменится и образ жизни, сознание, быт?
— «Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем...», — писал выдающийся русский филолог-славист Измаил Иванович Срезневский. В языке именно отражается, как в зеркале, состояние сознания нации. То, что сейчас так широко используется криминальный жаргон, то, что нецензурными словами без всякого стеснения пользуются школьники, то, что безграмотно оформляются документы, повсеместно нарушаются правила орфографии, говорит о явном снижении общего уровня культуры в обществе. Правильно говорить надо всем и всегда, и навыки правильной речи закладываются в раннем детстве, а грамотность формируется при чтении. К сожалению, сейчас и дети, и родители читают очень мало, а в школе сокращаются программы русского языка, школьники не пишут сочинений. В сущности, выросло безграмотное поколение, и его язык определяет сознание нации.
Однако язык способен влиять на сознание. Вспомните пьесу «Пигмалион» Бернарда Шоу: изменив язык главной героини — лексику, стиль, интонацию, — профессор фонетики не только смог ввести ее в высшие круги общества, но, что гораздо важнее, изменил ее личность.
— Людмила Алексеевна, как Вы считаете, сохранилось ли сейчас понятие «особого петербургского стиля» — в речи, общении, образе жизни? Или это понятие стало частью ушедшей истории?
— Я считаю, что да — существует петербургский стиль и в речи, и в стиле общения, и во внешнем облике. Думаю, что это результат нашей долгой истории, ведь на протяжении трех столетий наш город был особым, отличался от остальных русских городов — и по архитектуре, и по составу населения, и по климату. Особое влияние на менталитет жителей нашего города оказали, мне кажется, события новейшей истории: репрессии тридцатых годов, блокада, новые репрессии… Всё это навсегда осталось в подсознании тех, кто родился и вырос в нашем городе. А кроме того, я уверена, что на всех нас неизбежно влияет архитектура нашего города — спокойная, благородная, сдержанная.
— Людмила Алексеевна, как, по Вашему мнению, можно вернуть сегодня школьникам интерес к чтению?
— Представляется, что увеличение количества часов литературы в школьной программе и изменение методик в сторону бoльшей свободы, бoльшего творчества учащихся могло бы этому способствовать. Огромное значение имеет подготовка учителей. Я до сих пор помню уроки русского языка в пятом классе, потому что учительница была необыкновенная у нас — Алевтина Владимировна. Она удивительно умела заинтересовать, ввести нас в редкий и вместе с тем четко организованный языковой мир! Сколько сейчас таких педагогов в городе? По пальцам можно пересчитать.
— Людмила Алексеевна, какой бы Вы дали совет начинающим читателям?
— Читайте! Не расставайтесь с книгой.
В ближайших номерах наших читателей ждет новая встреча с Людмилой Алексеевной ВЕРБИЦКОЙ.