Февраль 2014 года
…
Рубрика И эхо таинства за шелестом кулис…
Можно ли быть серьезным, когда смеешься? Оказывается, можно. Это возможно в оперетте — веселой пьесе, где много поют и танцуют. И при этом в серьезный сюжет вплетаются сцены самые смешные и даже нелепые.
Оперетта родилась как веселый жанр в середине XIX века. Придумал ее французский композитор Жак Оффенбах, большой шутник.
Однажды он решил написать пародию на длинные скучные исторические драмы, которые шли тогда на парижской сцене… Пародия — это когда что-то представляют в комическом свете. Композитор решил изложить в таком шутливом свете историю любви античных героев Париса и Елены. Либреттист написал очень смешную пьесу, Оффенбах написал к ней очень веселую музыку для вставных песенок и танцев. Это были зажигательные танцы парижских кабаре и варьете. А песни — «шансон» парижских бульваров. Спектакль получился блестящий! Чем-то он напоминал любимый французами водевиль, но только гораздо веселее, ироничнее, остроумнее.
Оффенбах вскоре написал еще несколько оперетт и решил открыть свой Театр оперетты. Это случилось в 1855 году. Популярность нового жанра стала столь огромна, что Оффенбах объявил конкурс на лучшую оперетту. В этом конкурсе победил… юный Жорж Бизе, тот самый, который позже напишет очень серьезную оперу «Кармен».
Вот так оперетта начала шествие по Европе. Оперетты стали писать и ставить не только во Франции, но в Австрии, Германии, Италии. Появились талантливые композиторы, мастера этого жанра. Особенно отличалась Австрия. Австрийскую оперетту называли «венской», ибо именно в Вене она расцветала. Замечательные оперетты писал король венского вальса Иоганн Штраус («Летучая мышь», «Цыганский барон»).
Венская оперетта сильно отличалась от парижской. В парижской больше любили подурачиться, пошутить. А венская обратилась к сюжетам лирическим, а чаще мелодраматическим — то есть «очень чувствительным». Главным в венской оперетте были не канкан и не шансон, как в парижской, а — вальс. Вена — это ведь столица вальса. Конечно, и в венской оперетте было много смешных сцен и смешных героев. Например, оперетта композитора Ференца Легара «Веселая вдова» — это лирический спектакль, но в то же время очень веселый.
А Имре Кальман! Он творил уже в ХХ веке. «Сильва», «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра»… Эти оперетты и сегодня не сходят с афиш театров. Оперетта не устаревает. Оперетту любят. Оперетты пишут. Опереточные театры никогда не пустуют. И не только потому, что там весело. Но и потому, что это искусство настоящее и серьезное.
Юрий Кружнов |
Художник Елена Эргардт | |
Страничка автора | Страничка художника |