Февраль 2016 года
…
«ВО СНЕ НАЗОВУ ПО ИМЕНИ…»
Снег шел тогда всю ночь, с позднего вечера и почти до самого утра, засыпая город, сосны, берег Енисея. Сказочное зрелище! Боря долго и зачарованно смотрел на летящие за окном палаты невесомые снежинки. Ему очень хотелось встать, открыть форточку и ловить их ладонью. Как в детстве. Но сделать это было невозможно. Ноги не слушались его с той поры, когда в одиннадцатилетнем возрасте он, упав с кедра, получил тяжелую травму позвоночника. Он потянулся к тумбочке, блокнот с ручкой всегда лежали рядом. В такие вечера и ночи как-то сами собой приходили стихи. Их оставалось только записать.
Вот уже почти девять лет после этого случая, разделившего всю его жизнь на «до» и «после» травмы, литература, учеба, чтение стали для Бориса Никонова необходимым, любимым занятием. Спасительным делом, в которое он ушел «с головой». Борис писал стихи, короткие рассказы, зарисовки, новеллы. Кое-что уже напечатали в местной газете, а в редакции журнала «Уральский следопыт» ждали давно задуманную им повесть о друзьях, о себе, вообще о жизни.
Январь, и стужа, И снег, и снег, И шепчут ели: «Не верь, не верь, Зима не век. Придет апрель, Опять ручьи, Черемух дым, И россыпь звезд, Ничьих, ничьих… |
Город, где жил Борис, был удивительным, совсем не похожим на другие. Он как будто бы парил над могучим Енисеем, а его название хотелось произнести по слогам, настолько оно необычно: ДИВ-НО-ГОРСК! Поистине дивный, молодой город у енисейских скал, рядом с Красноярской плотиной, был и построен молодыми. Здесь гигантские сосны высились рядом с многоэтажными домами. Боре иногда казалось, что с этих скал и вершин сосен видна вся огромная Сибирь. До Тихого океана, не меньше! Так величава здесь природа, так она торжественно прекрасна и таинственна в своем гордом и строгом молчании…
Борис никогда не чувствовал себя одиноким: в больницу, где он лежал эти годы, приходили молодые строители, школьники, студенты, журналисты. Даже незнакомые вначале люди становились его друзьями. Так же, как и соседи по больничной палате. Одноклассники помогали в учебе, сотрудники библиотек — в подборе нужной литературы. А ночью… ночью он кусал губы от нестерпимой боли в позвоночнике и очень старался не закричать.
Но в стихах и небольших рассказах Бори Никонова так много света, столько потрясающей любви к людям, детям, животным, что диву даешься! А сколько душевных сил, настоящего мужества требовалось, чтобы просто жить! Каждый день, превозмогая боль, понимая, что он никогда не встанет на ноги. Никогда!
*** Я во сне назову по имени, Что молчит, что уже не поет, В моей памяти, Словно размытой ливнями, Детство мое… Голубые дымы над вечером, Степью скачущий рыжий конь, И березы зажженными свечами — Их живой и зеленый огонь… Детство, детство — роса моя… Детство — песня, так и не спетая. В жизни этой земное самое Золотое мое и светлое… |
Всего лишь двадцать лет жизни было отпущено юному писателю из Дивногорска Борису Никонову. Всего-то! А он за эти годы успел состояться и как личность, и как литератор. Книжка его удивительно светлых стихов и рассказов, полных душевного тепла, человечности и любви, под названием «Дивногорские этюды» выходила в Москве с предисловием земляка — известного писателя Виктора Петровича Астафьева. Двумя годами позже в Красноярском издательстве вышла еще одна. В последние годы в Дивногорске учреждена литературная премия имени Бориса Никонова, которую вручают молодым писателям и поэтам. А значит, можно надеяться на то, что память об этом светлом и талантливом человеке обязательно сохранится.
Валерий Мамиков |
Художник Карина Соловьева | |
Страничка автора | Страничка художника |