Февраль 2016 года
…
И эхо таинства за шелестом кулис...
Театр немыслим без режиссера. Но в театре работает обычно два режиссера, а то и три, и больше. Смотря по тому — какой театр, маленький или очень большой. Мало того — иногда театр приглашает для постановки какого-нибудь спектакля режиссера со стороны, из другого театра — нашего или зарубежного, как правило знаменитого.
В каждом театре непременно есть главный режиссер. Талантливые режиссеры, по сути, создавали театр, и имена их порой заменяли название театра. В Ленинграде (Санкт-Петербурге) Большой драматический театр, например, часто называли театром Товстоногова. Театр комедии — театром Акимова. Театр имени Ленсовета — театром Владимирова. И до сих пор мы слышим или читаем о театре Станиславского, театре Мейерхольда, театре Охлопкова. Эти режиссеры не просто руководили своими театрами, они были крупными творцами-художниками и организаторами театрального дела.
Главный режиссер театра — это его «лицо». Он не только ставит пьесы, он сам их выбирает. Он формирует труппу — принимает или увольняет актеров и следит, чтобы они хорошо играли. Он вообще руководит всеми творческими делами в театре и, как говорят специалисты, определяет политику театра, его направленность — психологический это театр или театр условного стиля — и тому подобное. Если главный режиссер по какой-то причине покидает театр, то и лицо театра меняется.
Не главного режиссера в театре принято называть «очередной режиссер». В театре их бывает один или два. Они помогают главному режиссеру на репетициях, проходят с актерами роль, дежурят на спектаклях. Дежурный режиссер следит, чтобы не было в спектакле сбоев или, как говорят в театре — «накладок»; и чтобы актеры точно произносили текст, а то, бывает, позабыв слова роли, артист начинает импровизировать, придумывать текст более или менее «близкий к сюжету». И тогда случается смешное — артист путает имена героев или начинает рассказывать про то, чего в пьесе вовсе нет. Чтобы такого не случалось, в театре существует должность суфлера.
Суфлер с текстом пьесы в руках шепотом подсказывает артистам, что говорить. Раньше для суфлера делали на сцене специальную маленькую будку в виде ракушки. Но сейчас суфлер просто стоит за кулисами. А часто его и вовсе нет — редкая стала специальность.
Юрий Кружнов |
Художник Вера Рогожникова | Страничка автора | Страничка художника |