Февраль 2021 года
…
Рафаэль Сабатини
Образы лихих пиратов в шляпах-треуголках сопровождают нас повсюду: от кино до мира детских игрушек. Как же вышло, что жестокие морские разбойники превратились в столь популярных героев?
Виноваты в этом авторы приключенческих романов. Уже в XVIII столетии публика с удовольствием читала жизнеописания пиратов, собранные Даниэлем Дефо. Часто обращались к этой теме романисты XIX века (вспомним, например, «Красного Корсара» Фенимора Купера или «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона). А окончательно покорил читателя Питер Блад, пиратджентльмен, созданный фантазией английского писателя Рафаэля Сабатини (1875–1950).
Первый роман об этом герое — «Одиссея капитана Блада» — вышел в 1922 году в США. К тому времени Сабатини был уже известным автором, а история смелого и находчивого флибустьера, ставшего морским разбойником не по своей воле, а в силу превратностей судьбы, быстро попала на киноэкран и вывела писателя на вершину славы. Правда, сама эта слава не была устойчивой: Сабатини знал и времена читательского забвения, а из его пятидесяти романов и многих десятков рассказов популярны сравнительно немногие.
Сабатини не был «чистым» маринистом: во флоте никогда не служил и в море не выходил (но очень любил рыбалку и лыжный спорт). К морской теме он пришёл через историю. В начале ХХ века, когда писатель начал свою литературную карьеру (бросив ради неё службу в солидной коммерческой конторе), в Англии был невероятно популярен исторический роман. И Рафаэль Сабатини стал писателем-историком. Ему были интересны многие эпохи: и Великая французская революция («Скарамуш»), и елизаветинская Англия («Морской ястреб»), и времена знаменитых карибских пиратов (цикл из трёх романов о Бладе).
Сабатини всегда старался досконально изучить то время, о котором он пишет. Он читал не только книги об эпохе, но и подлинные исторические документы, а само повествование иногда старался замаскировать под «подлинную» историю. Так например, в романе «Морской Ястреб» сюжет излагается как пересказ вымышленной исторической хроники, которую автор-рассказчик где-то дополняет, подправляет или даже ругает за недостоверность, но читатель неизменно чувствует себя участником настоящего исторического исследования.