Архив журнала для детей Костер

Февраль 2021 года

Журнал Костер. Февраль 2021 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Нам знаки знаки подают

Каменная книга

Как же создаются новые алфавиты? Нельзя лиНа гранитных скалах по берегам рек и озёр иногда можно встретить рисунки, сделанные людьми неолита — позднего каменного века. Иногда такие изображения выбиты твёрдым камнем на поверхности скалы, а иногда — нарисованы красками, чаще всего красной охрой. Выбитые рисунки археологи называют ПЕТРОГЛИФАМИ, а сделанные краской — ПИСАНИЦАМИ. Петроглифы и писаницы порой образуют огромные композиции — НАСКАЛЬНЫЕ ПАННО. Это настоящая каменная книга, способная очень многое рассказать нам о жизни древних людей.

Исследователи копируют петроглифы. Канозеро, Мурманская область (фото с сайта archeo.ru)

Чаще всего на скалах изображали животных: лосей, оленей, горных козлов, лошадей, иногда китов и тюленей. Часто встречаются сцены охоты — например, в петроглифах Карелии и Кольского полуострова. Охотники на лыжах догоняют лосей, стреляют из луков, китобои в больших лодках мечут гарпуны в морских великанов. Здесь всё понятно, но среди древних рисунков есть и совершенно абстрактные: геометрические фигуры или переплетения линий.

Охотник в лодке преследует плывущего оленя. Река Пегтымель, Чукотка

Петроглифы очень важны для учёных, изучающих каменный век: они помогают понять, как древние люди видели сами себя. Но зачем люди неолита (это около четырёх–пяти тысяч лет назад) тратили столько сил и времени, выбивая петроглифы на береговых скалах? Неужели для того, чтобы мы через тысячи лет смогли заглянуть в их жизнь?

Изображение Матери-Лосихи из Альты, Норвегия

Конечно же, эта «каменная книга» предназначалась не для нас. Прочитать её целиком и правильно мы вряд ли сумеем, но кое-что ясно: наскальные рисунки как бы иллюстрируют различные мифы, священные рассказы неолитических охотников. Это было очень важно для первобытных людей, ведь именно миф определял их жизнь. Охотник преследовал лося точно так же, как герой мифа, например, какой-нибудь Первый Охотник, догонял Небесного Лося. А изображение внутри фигуры зверя ещё одной маленькой фигурки передавало миф о Хозяйке Зверей: именно она может сделать так, чтобы дичи стало много и люди не знали голода.

Лебеди. Петроглифы на мысе Бесов Нос, Онежское озеро. Лоси. Побережье Белого моря

Прочитать эту мифологию помогает этнография — наука о народах Земли. Мифологическое сознание очень устойчиво, и у многих современных охотничьих народов сохранились такие же рассказы о первых охотниках и небесных лосях (конечно, у каждого народа они зовутся по-своему). А вот с расшифровкой абстрактных фигур получается не всегда: здесь могут быть различные толкования. Но для древних создателей петроглифов эти линии на скалах были, конечно, полны смысла, они так же хранили священное знание, как и сюжетные композиции про охоту.

«Листы каменной книги» — так учёный-краевед А. М. Линевский назвал свой роман о жизни создателей карельских петроглифов



Михаил Леванов


Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»