Март 2017 года
…
Дорогие друзья! Мы продолжаем рассказывать вам о Настоящих Капитанах. Сегодня историк Маргарита ЕМЕЛИНА представит вам четыре истории замечательных женщин-судоводителей, которые смело и решительно вели корабли сквозь океанские штормы и туманы.
Капитан Анна, капитан Нелли…
Морская служба трудна и опасна. Традиционно она считалась исключительно мужским делом. В отношении прекрасных дам даже бытовало поверье: «Женщина на борту — быть беде!» Почему? Вспомним, что в старину корабли зачастую назывались женскими именами. Поэтому, чтобы у корабля «не возникало ревности», которая может привести к трагедии, женщин не следовало брать в плавание.
Теперь мы уже и не вспоминаем о тех днях. Представительницы прекрасного пола давно трудятся в составе экипажей. На камбузе, в кают-компании и в санитарном блоке нельзя обойтись без них. В составе научных групп отправляются в рейсы исследовательницы — метеорологи, океанологи, гидрологи, биологи… Хрупкие девушки учатся на судоводителей и даже, представьте, становятся капитанами судов!
Первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания стала Анна Ивановна Щетинина. В ходе своего первого рейса в 1935 г. она провела грузовой пароход «Чавыча» из Гамбурга в Петропавловск-Камчатский. А ведь какой это был непростой рейс! Наша героиня вела свое судно не в соседний порт, а в очень далекий, преодолевая воды Атлантики и Тихого океана. В 1938 г. Анна Ивановна была назначена начальником рыбного порта Владивостока, а в годы Великой Отечественной трудилась на Балтике, где командовала кораблями, перевозившими стратегические грузы. Затем Анна Ивановна стала преподавателем, а потом и деканом судоводительского факультета высшего инженерно-морского училища в Ленинграде.
Вскоре все в нашей стране узнали имя Валентины Яковлевны Орликовой — первой женщины-капитана большого морского рыболовецкого траулера (возглавляла экипажи траулеров «Николай Островский» и «Новиков-Прибой»). Она же стала единственной женщиной-капитаном китобойного судна («Шторм»).
В те же послевоенные годы штурманом дальнего плавания, а затем и капитаном была Нелли Иосифовна Карташова, трудовой путь которой начался на ледоколе «Красин». Долгие годы работала она на Дальнем Востоке, а затем была капитаном порта Ялты.
Наверное, вы помните роман Джека Лондона «Морской волк»? Название книги стало нарицательным, так говорят о необыкновенном опытном капитане, в совершенстве знающем морское дело. Вот и нашу современницу Людмилу Анатольевну Тибряеву называют «морской волчицей»! Почему? Потому что она отважный арктический капитан!
Людмила Тибряева провела из Европы в Японию Северным морским путем ледокольно-транспортное судно «Тикси». Она продолжает и сейчас свою работу в Мурманском морском пароходстве, преподает.
Может, кому-то из наших юных читательниц также суждено стать капитаном? Дерзайте, у вас все получится!