Май-июнь 2008 года
…
РАЗНОЦВЕТЬЕ ВЕСНЫ
Неслучайно в давние времена наступление нового года отмечали именно весной. И сейчас для многих это самое любимое время года. В русской живописи настоящей аллегорией весны стала картина А. Венецианова. Крестьянская девушка, ведущая под уздцы двух лошадок и легко ступающая босыми ногами по темному полю, видится олицетворением весны. Она будто парит над землей, слегка расставив руки. Извечная крестьянская работа связана художником с идеей вечного весеннего пробуждения. И сидящий на краю поля ребенок, и молодые тонкие деревца воспринимаются символами обновления и прихода новой жизни.
В марте прилетают грачи — первые вестники весны. Когда-то в эти дни дети с песнями — «веснянками» — бегали по деревням с птичками, сделанными из теста. Одни фигурки они разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай. Другие, надев на длинные шесты, раскачивали так, что птички казались летящими. Это время изобразил А. Саврасов в картине «Грачи прилетели». Робкий луч солнца проложил по рыхлому снегу на окраине села голубые тени, заблестели первые лужицы. С пронзительным криком кружатся в прозрачном весеннем воздухе черные птицы. За серым забором скошенные крыши построек и старая церковь. В небе облака, то прозрачные и тонкие, то более темные, непрерывно меняющие свою форму, а сквозь небольшие просветы светит чистый голубой цвет. Следы грачей и пробежавшего когда-то мальчишки еще видны на снегу. Картина Саврасова словно звучит музыкой весны — звоном капели, журчаньем воды в проталинах, шорохом ветвей берез и грачиными криками.
А. Венецианов. «На пашне. Весна», 1822 г. |
A. Саврасов. «Грачи прилетели», 1871 г. |
И. Левитан. «Весна — большая вода», 1897 г. |
B. Борисов-Мусатов. «Весна», 1901 г. |
П. Филонов. «Формула весны», 1925 г. |
Замечательный пейзажист И. Левитан был лучшим учеником Саврасова.
Главной темой его картины «Весна — большая вода» становится неудержимая сила пробуждения природы. Прозрачное небо, словно опрокинутое в разлившуюся воду оттаявшей речки, придает картине одухотворенность и трепетность. Тонкие гибкие березки выстроены в ряд. Человека не видно, но забытая лодка и далекие редкие деревянные избы служат напоминанием о его присутствии. Картина Левитана — образ русской весны, какой она бывает по всей необъятной России: и под Москвой, и под Тулой, и под Владимиром.
Для В. Борисова-Мусатова, члена «Союза русских художников», началом самого интересного творческого этапа явилась картина «Весна». В этом полотне проникновенный образ создается музыкальностью линий, мягким и трепетным цветом. Здесь все гармонично: белоснежное цветение вишен, дымки одуванчиков в весенней зелени, розовое мерцание неба и легкая фигура девушки в нежно-сиреневом платье и красной шали.
Один из самых ярких мастеров русского авангарда первой трети XX века — П. Филонов — называл себя мастером «аналитического искусства». Его живопись заключала в себе философское ощущение действительности и оригинальный художественный метод. Филонов провозглашал: «…в любом объекте… целый мир видимых или невидимых явлений». Он полагал, что обязательно должны быть и изобразительные формулы, объясняющие все вокруг и внутри нас, что нужна художественная форма, аналогичная природным формам и процессам.
Одно из лучших полотен Филонова «Формула весны» стало своеобразной симфонией бурлящего кипения жизни, хоралом высокого звучания. Эта монументальная картина, сверкающая мозаичным ковром, подобна бесконечному калейдоскопу разлетающихся «атомов», обладающих своим цветом и огранкой.