Май-июнь 2008 года
…
Мастерская Эдисонов
НА ДВУХ ВИНТАХ
Разные бывают вертолеты. Чаще всего можно увидеть в небе вертолет с огромным винтом над ним. Этот винт называется несущим, поскольку держит, несет тяжелую машину в воздухе. А сзади, на хвостовой балке, тоже вращается винт, но значительно меньшего размера. Он тянет хвост вбок и нужен для того, чтобы уравновесить воздействие, реакцию, большого винта. Иначе корпус вертолета стал бы тоже вращаться.
Но бывают вертолеты и другого типа. У них — два несущих винта, один над другим. Тогда хвостовой винт не нужен. Большие винты вращаются в разные стороны и уравновешивают друг друга. Вот модель такого, двухвинтового вертолета, сейчас и будем делать.
Фюзеляж у него — деревянная рейка (1) сечением 3 на 3 мм и длиной 150 мм. Верхний винт вращается в подшипнике (2). Это — деревянный брусочек, приклеенный к фюзеляжу клеем «Момент» и для большей прочности примотанный нитками. В подшипнике самодельным шилом (3) проткни отверстие для оси.
Каждый винт состоит из центральной части, втулки и лопастей. Втулка (4) верхнего винта длиной 75 мм. Втулка (5) нижнего — 120 мм. Концы втулок надо осторожно расщепить ножом и в прорези вставить смазанные клеем лопасти (6) из плотной, чертежной, бумаги. Винты будут вращаться в разные стороны, поэтому лопасти их должны быть установлены под противоположными углами.
Ось (7) для верхнего винта выгни из стальной проволоки. Можно использовать канцелярскую скрепку. Ось примотай нитками с клеем к втулке верхнего винта. Надев на ось две пластмассовые шайбочки (8), вставь ее в подшипник и загни крючком. К нижнему концу рейки-фюзеляжа примотай нитками с клеем крючок (9), выгнутый из той же проволоки, что и ось (7).
За крючок на оси и за нижний крючок зацепи резиномотор (10), сделанный из полоски резины шириной 4 мм, толщиной 1 мм и длиной 300 мм. Концы полоски свяжи. Резиномотор смажь касторовым маслом. Тогда он будет работать значительно лучше.
Вертолет готов к полету. Держа модель прямо, возьми правой рукой за втулку нижнего винта, а левой, вращая верхний винт, закрути резиномотор оборотов на 100-150. Отпусти верхний винт, пусть сделает несколько оборотов, после чего дай модели свободу. Чем сильнее будет закручен резиномотор, тем выше взлетит вертолет.