Май-июнь 2013 года
…
Рубрика Вот в чем вопрос
ЗАЧЕМ прятали мамонта?
Современникам первых автомобилей и телефонов человек каменного века казался дикарем. Как и положено дикарю, он проводил время в поисках пищи, даже на выходные не расставаясь с дубинкой. Конечно, иногда он предавался пляскам или присаживался у костра, чтобы оточить наконечник стрелы, но потом снова возвращался к собирательству и охоте. Примерно так думали в XIX столетии. Поэтому, когда в 1880 году испанский археолог Марселино Саутуола объявил, что обнаружил живопись пещерного человека, ему попросту никто не поверил. Какая живопись может быть в каменном веке? Вот Рафаэль и Леонардо — те да, живописцы. Художник каменного века представлялся тогдашним ученым таким же маловероятным созданием, как нам древний египтянин, играющий в «квест» на компьютере.
Между тем, Саутуола говорил о своем открытии чистую правду. Точнее, не только о своем. Все началось в 1868 году в испанской области Калабрия, в предгорьях Пиренеев. Деревенский ткач Модесто Кубиллас отправился как-то на охоту со своей собакой. Кубиллас уже возвращался домой, когда впереди мелькнул и юркнул в расщелину заяц. Собака рванулась за ним и застряла меж валунов. Освобождая свою помощницу из плена, Кубиллас почувствовал запах сырости и обнаружил вход в пещеру.
Хозяином здешних земель был дворянин Марселино Сантьяго Томас Санз де Саутуола. Бравшийся за любую работу, Кубиллас не раз корчевал пни на его земле и хорошо знал об увлечениях дона Марселино. Тот слыл любителем природы и древностей. Поэтому Кубиллас не преминул сообщить Саутуоле о находке. Пещеру назвали Альтамира, «высокий небосвод».
Прошло семь лет, прежде чем Саутуола в нее спустился. Он обнаружил в пещере кости зверей и каменные орудия — следы пребывания древнего человека. Что ж, и у Калабрии была своя древность. Прошло еще четыре года, прежде чем Саутуола решил начать систематические раскопки Альтамиры. Его дочери, Марии, было уже восемь лет. Она уговорила отца взять ее с собой в пещеру. «Будет скучно», — предупредил Саутуола. Но какой же человек восьми лет поверит, что в пещере бывает скучно? И, конечно же, Мария заскучала. Пока Саутуола ползал на коленях в поисках костей и камней, девочка взяла фонарь и пошла бродить вдоль стен. Вскоре Саутуола услышал крик дочери:
— Папа, папа! Смотри, нарисованные быки!
Дон Марселино перевел взгляд с пола на потолок.
Вначале он разглядел рыжие пятна, потом из темноты выступили контуры зверей. Свод пещеры заполняло целое стадо.
— Это не быки, это бизоны, — поправил он дочь, которая только что открыла искусство каменного века.
Рената Либина |
Художник Евгений Морозов | Страничка автора | Страничка художника |