Май-июнь 2013 года
…
Каждый, кто хоть раз побывал в Петербурге, непременно посетил Кунсткамеру — старейший музей России. В переводе с немецкого «кунсткамера» означает «кабинет редкостей». И к таким удивительным коллекциям Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамеры) относится знаменитый анатомический кабинет великого нидерландского анатома Фредерика Рюйша (правильно фамилия профессора пишется и звучит так — Рёйс).
Петр I познакомился с Рёйсом в 1697 году во время поездки в Голландию. Царь-плотник стал частым посетителем анатомического театра Рёйса, а в госпитале Св. Петра, где работал доктор, была даже проделана специальная потайная дверь, чтобы избавить Петра от излишнего внимания любопытных. Голландский медик прославился уникальным искусством сохранения анатомических препаратов, а также секретом бальзамирования.
В 1717 году Петр приобрел у Рёйса его анатомическую коллекцию за 30 тысяч гульденов золотом — сумма по тем временам неслыханная, на эти деньги можно было купить военный корабль, и не один. Но Петр знал, что делает. Анатомический кабинет Рёйса положил основу для создания в Петербурге первого музея «для научных занятий и распространения в стране науки и просвещения».
Великий Рёйс прославился не только этим. У него было 12 детей, многие из которых стали замечательными художниками. Но самую громкую известность обрела его дочь Рахель Рёйс, которую современники называли Минервой Амстердама и Голландским чудом. Когда девочке исполнилось три года, семья переехала из Гааги в Амстердам, на Цветочный канал. Может быть, это был знак судьбы — ведь всю свою жизнь Рахель посвятила написанию прекрасных натюрмортов с цветами. На этом же канале жил известный художник Виллем ванн Алст, который заметил художественный талант 15-летней Рахель и пригласил ее стать своей ученицей.
Профессор Фредерик Рюйш (Рёйс) (1638–1731) |
Рахель, из творческого наследия которой до нашего времени дошло более 250 картин, не погрузилась в искусство с головой. Она удачно вышла замуж за художника Юриана Пола, имевшего свое кружевное дело при королевском дворе, и родила 10 детей. В Голландии Рахель называли не только «сенсацией в искусстве», но с уважением и некоторым изумлением — «работающей матерью». Всех своих детей Рахель воспитывала сама. Правда, с улыбкой замечала, что ей приходилось заниматься этим «одной рукой, ведь вторая была занята кистью». Тем не менее, когда муж попал в опалу, именно Рахель взялась за материальное обеспечение семьи. Ее картины продавались в несколько раз дороже полотен Рембрандта. Она стала первой в Голландии женщиной, вступившей в Гильдию живописцев. Позднее модная художница была приглашена на должность придворного живописца курфюрста Иоганна Вильгельма в Дюссельдорф.
Свою последнюю картину Рахель Рёйс написала в возрасте 83 лет, за два года до смерти. В мировую историю живописи она вошла как автор непревзойденных натюрмортов и одна из самых известных художниц «Золотого века голландской живописи».
Год культуры России в Нидерландах и Год голландской культуры в России |