Май-июнь 2013 года
…
Как всегда, в майском выпуске «Морской газеты» мы говорим о Великой Отечественной войне.
Одной из главных задач нашего Северного флота в грозные годы войны стала защита конвоев — отрядов транспортных судов, которые везли в Советский Союз продовольствие и технику — танки, автомобили, самолеты. Конвои транспортных судов шли от наших партнеров по антигитлеровской коалиции — Великобритании и США. Ветеранская организация «Полярный конвой», работающая уже много лет в Санкт-Петербурге, бережет память о подвигах североморцев, поддерживает контакты с ветеранами из США и Великобритании, а иногда даже устраивает подводные экспедиции к погибшим во время войны судам из состава конвоев.
Руководитель организации «Полярный конвой» Ю. Е. Александров |
В 2010 году, в год 65-летия Победы, руководитель организации «Полярный конвой» капитан 1 ранга в отставке Ю. Е. Александров принял участие в поисковой экспедиции на судах Управления подводных и аварийно-спасательных работ Северного флота. Моряки-североморцы обнаружили затонувший транспорт на дне моря недалеко от берега острова Кильдин. Этим транспортом оказался американский сухогруз «Томас Дональдсон», погибший весной 1945 года, в самом конце войны. Когда конвой, в состав которого входил этот корабль, был уже на подступах к Кольскому заливу, на транспорты напали немецкие подводные лодки. Одной из них удалось потопить «Томас Дональдсон».
Спасатели Северного флота тщательно осмотрели обнаруженное на дне судно с помощью подводных аппаратов. Разломившийся на три части «Томас Дональдсон» лежал на небольшой глубине, и моряки решили попытаться поднять что-нибудь с борта американского корабля на поверхность моря.
С помощью крана удалось извлечь большую машину, напоминавшую колесный трактор. Сначала спасатели решили, что это траншеекопатель, однако после реставрации стало понятно, что поднятый со дна Баренцева моря предмет — дорожный каток, или, как называли такие лер».
Роллер, который когда-то ехал в нашу страну в трюме «Томаса Дональдсона», был сработан из очень прочного металла, который не разрушился даже после нескольких десятков лет пребывания в морской воде. Но особенно удивились и обрадовались реставраторы, когда в запаянном ящике на водительском месте обнаружились бумажные документы, в том числе — технический паспорт роллера! Теперь восстановленный каток можно увидеть в Петербурге в павильоне у трапа ледокола «Красин» на набережной Лейтенанта Шмидта.
Роллер, поднятый с борта «Томаса Дональдсона»