Июль 2009 года
…
Рождение винтокрылых
Феликс Надар — писатель и художник, искусный фотограф и бесстрашный воздухоплаватель — в середине позапрошлого века был известен всему Парижу, да и не только Парижу. В 1863 году он напечатал свой знаменитый «Манифест воздушного самодвижения». Надар писал: «Аэростат родился поплавком и останется им навсегда. Нужно покорить воздух, а не быть его игрушкой. Винт, святой винт должен вознести нас в небеса».
ПУТЕШЕСТВИЕ НА АЭРОНЕФЕ
У Надара нашлись единомышленники. Все они мечтали о летательной машине, которую сегодня мы бы назвали вертолетом. Они называли его иначе — аэронефом.
Он был похож на большой пароход. Только над палубой этого воздушного корабля высились не мачты, а длинные валы с подъемными винтами. Надар и его друзья верили, что время аэронефов вот-вот наступит. Они утверждали: «Скоро у нас будут аэронефы для ближних и дальних воздушных плаваний, аэронефы для охоты на диких зверей, аэронефы спасательные. Наконец, все правительства создадут особые министерства авиации, как многие державы имеют министерства морские».
Одним из друзей Надара был знаменитый писатель Жюль Верн. Он тоже верил, что воздушный корабль с огромными винтами можно создать. Именно такой корабль под названием «Альбатрос» изображен Жюль Верном в научно-фантастическом романе «Робур-завоеватель». Писатель предсказывал: «Будущее воздушных сообщений принадлежит летательным машинам. Именно "Альбатросам" предстоит окончательно покорить воздух!»
ГЕЛИКОПТЕР СТУДЕНТА ЮРЬЕВА
Борис Юрьев в 1912 году был студентом Московского высшего технического училища. В это время и появилась у него мечта создать машину, которая могла бы взлетать с места и садиться на небольшую площадку, зависать в воздухе. Короче говоря, — построить вертолет, или, как тогда говорили, вертолет геликоптер. В переводе это слово означает «винтокрылый».
И Юрьев вместе с другими студентами свой одновинтовой вертолет построил. Взлететь на нем, к сожалению, не удалось: произошла авария, да и мощности мотора не хватало. Но устройство у него было верным, глубоко продуманным. Достаточно сказать, что нынешние вертолеты очень его напоминают.
Прошло много лет. Самолеты уже прекрасно летали, а хорошо летающий вертолет все еще оставался мечтой, хотя создать его пытались во многих странах.
И вдруг появился совершенно новый летательный аппарат — автожир, еще не вертолет, но уже и не самолет. Изобрел его испанский авиаконструктор Хуан Сиерва. У автожира был самолетный пропеллер. Он тянул машину вперед. А над ней под напором воздушного потока свободно вращался огромный винт, вроде крыльев ветряной мельницы. Этот винт держал машину в воздухе.
ПЕРВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
Автожиру требовалось очень короткая взлетная полоса, не то что самолету. И садился он почти что отвесно. Но вот зависнуть в воздухе не мог.
На автожиры сначала смотрели с недоверием. Тогда Сиерва перелетел на своей машине из Парижа в Лондон через пролив Ла-Манш. И все же век автожиров оказался коротким. Но, разрабатывая их, инженеры многому научились. Ведь автожир был родным братом вертолета.
Почти 80 лет назад итальянскому конструктору Асканио удалось создать двухвинтовой вертолет, который смог подняться на высоту 18 метров и пролететь по кругу расстояние в один километр. Это было тогда мировым рекордом.
В нашей стране, в ЦАГИ — Центральном аэрогидродинамическом институте под руководством Бориса Николаевича Юрьева, ставшего крупным ученым, профессором, также строился вертолет, одновинтовой. Назвали его 1-ЭА, что означало: первый экспериментальный аппарат.
Для испытания вертолета нужен был опытный и бесстрашный пилот. Ведь никто не мог сказать заранее, как эта необычная машина поведет себя в воздухе. И такой пилот нашелся.
1-ЭА БЬЕТ РЕКОРД
Испытывать вертолет взялся Алексей Михайлович Черемухин — талантливый инженер и смелый летчик. А при испытаниях вертолета мужество требовалось немалое.
«Это было подлинным героизмом, — вспоминал Юрьев. — Каждый полет мог окончиться гибелью летчика. Черемухину пришлось однажды спускаться с оборвавшейся лопастью несущего винта. Лишь чутье инженера подсказало ему правильный режим спуска. У другого летчика эта авария окончилась бы смертельным падением».
С каждым полетом Черемухин все увереннее чувствовал себя в воздухе. Машина легко отрывалась от земли, описывала восьмерки, зависала, плавно садилась. Все выше и выше поднимался вертолет 1-ЭА: на сто, двести, триста метров. Давно остался позади рекорд итальянца Асканио с его 18 метрами.
В середине августа 1932 года Черемухин совершил, без преувеличения сказать, исторический полет. Когда после посадки посмотрели на запись прибора, то увидели, что машина поднялась на высоту 605 метров. Мировой рекорд был перекрыт более чем в 30 раз!
ВРЕМЯ ВЕРТОЛЕТОВ
Может быть, кто-то подумает, что после такого замечательного достижения все трудности остались позади. Увы, нет. Вертолет 1-ЭА был всего лишь опытной машиной, далекой от совершенства. Прошло еще лет пятнадцать. Авиационная техника продвинулась далеко вперед. Появились достаточно мощные и легкие моторы. Ученые как следует разобрались в сложной работе вертолетного винта. Тогда, наконец, и наступило время вертолетов, которые с каждым годом становились все совершеннее, все надежнее.
Первым нашим массовым вертолетом стал трехместный МИ-1. Созданный под руководством авиаконструктора Михаила Леонтьевича Миля. Он был изобретателем многих одновинтовых вертолетов. Другой знаменитый конструктор — Николай Ильич Камов прославился своими двухвинтовыми вертолетами. А в Америке создал много замечательных винтокрылых машин Игорь Иванович Сикорский — выдающийся русский инженер, волею судьбы оказавшийся за океаном.
Сегодня вертолеты стали привычными. Их нередко можно видеть в небе. Они выполняют самую разную работу, и представить современную жизнь без винтокрылых машин уже невозможно.