Июль 2009 года
…
Бедный Моцарт
Всем известна легенда, что великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта похоронили как последнего нищего, в общей могиле, и место его захоронения навсегда утрачено. Не все в этом мифе правда.
Похоронами композитора занимался его друг, барон Готфрид Ван Свитен. По документам известно, что он заказал «погребение по третьему разряду» стоимостью 8 гульденов 56 крейцеров и 3 гульдена за катафалк. В те времена это были традиционные похороны достойного человека. Отдельных могил для каждого тогда не полагалось. Вот что значилось в похоронном регламенте: «В могилах покойных, погребенных в гробах, предписано хоронить 4 взрослых и 2 детей; за неимением же детей класть 5 взрослых покойников». Ямы копались тоже в соответствии с регламентом: длиной в 190 см, шириной в 130 см и глубиной в 190 см. Гробы, опущенные в яму, посыпались негашеной известью, а через семь лет в могилу помещали новых покойных. Ставить памятники тогда было не принято. Единственное, что можно было позволить, — это установить металлический крест. На месте погребения композитора креста не было. Не удивительно, что могила Моцарта вскоре затерялась.
А вот далее происходят удивительные события. Если верить истории, Йозеф Ротмайер, могильщик кладбища святого Марка, где нашел упокоение венский гений, запомнил место захоронения Моцарта и при очередном заполнении могилы откопал череп композитора. Произошло это в 1801 году, через 10 лет после смерти Моцарта. Череп Моцарта унаследовал другой могильщик, Йозеф Радшопф, и продал его в 1843 году венскому граверу Якобу Хиртлю, брат которого, Йозеф Хиртль, был профессором анатомии и основателем Музея сравнительной анатомии. С тех пор начинаются чудесные приключения черепа — на протяжении многих лет он то мистически исчезал, то таинственно появлялся, у него то терялись, то вновь «вырастали» зубы, пропадала и возникала вновь нижняя челюсть. Сейчас череп содержится в библиотеке Моцартеума на Шварцштрассе и ждет экспертизы на подлинность. В том же фонде хранятся локоны композитора, переданные в музей его вдовой, а значит, возможно проведение генетической экспертизы ДНК.