Июль 2011 года
…
Испания в сердце
М. Врубель. «Испания», 1894 г. |
Испанская культура сыграла огромную роль в развитии нашей отечественной культуры, затронув многие стороны русского общества и искусства. Испанская тематика нашла свое отражение и в живописи, в которой образ этой страны занимает особое место.
В. Суриков. «Севилья», 1910 г. |
Дважды М. Врубель побывал за границей, но вызывающую у него особый интерес Испанию так никогда и не посетил. Тем не менее, в своем знаменитом панно «Испания» он с большой убедительностью передал эпизод, словно подсмотренный им в некой таверне. Мы не знаем, что связывает между собой изображенных людей, но чувствуем, что здесь существует узел человеческих отношений. У девушки, обращенной к зрителю, статная фигура, смуглое лицо в обрамлении сияющего платка, в руке роза, темно-лиловая мантилья небрежно брошена на стул. Она смотрит прямо перед собой. В ее взоре сдержанность и решительность. Панно, возможно, навеяно оперой «Кармен», которую Врубель очень любил и считал «эпохой в музыке».
В 1910 году великий русский художник В. Суриков совершил поездку по Испании (Мадрид, Толедо, Гренада, Севилья, Валенсия, Барселона). В акварелях, написанных в этот период, звучит экспрессия чистых тонов, контрастных противопоставлений звучных и сочных красок.
В поездке Сурикова сопровождал П. Кончаловский. Одной из ключевых его работ этого периода стала картина «Бой быков». «Первоначально я написал “Бой быков” совсем реально. Суриков считал эту вещь замечательной по жизненности передачи, а мне не нравилась она. Хотелось сделать быка характернее, не таким, каким его все видят, а похожим на примитив, на игрушку. Хотелось, чтобы он казался не то игрушкой, не то самим "дьяволом", как изображали его в Средние века в церковных притворах. Я всегда любил народное искусство».
П. Кончаловский. «Бой быков», 1910г. |
Е. Моисеенко. «Гренада», 1975 г. |
Е. Моисеенко написал серию картин, сделанных по впечатлениям от поездки через некоторое время. Ему запомнилась яркая экзотика старинной архитектуры, извилистые улочки городов, выжженные ярким солнцем. В пейзажах он стремится передать глубинный характер поразившей его страны.
Еще задолго до непосредственного знакомства с Испанией Г. Коржев задумал цикл картин на тему великого романа Сервантеса «Дон Кихот». «Образ этого бесстрашного борца за справедливость меня увлекал со студенческой скамьи, — говорит мастер. — Мне важно было понять, а затем и передать на холсте благородство, великодушие и готовность к подвигу во имя гуманных целей, которые присущи людям». Образ «странствующего рыцаря», воссозданный художником, важен уже тем, что он и сегодня способен вдохновлять людей на благородные поступки. Действовать по совести, бороться за человеческое достоинство, утверждая высокие нравственные идеалы — таков авторский замысел картин Г. Коржева о знаменитом испанском правдолюбце.
Г. Коржев. «Дон Кихот и Санчо Панса», 1985 г. |