Июль 2011 года
…
Посмотрите внимательно на герб. Он принадлежал любимцу Петра Первого, Абраму Петрову. Этот знаменитый крестник царя известен нам куда лучше под другим именем — Абрам Ганнибал. Своим новым именем и фамильным гербом, по мнению историков, Ганнибал обязан пребыванию в эстонских землях. Именно здесь, покупая имение Карьякюла, Абрам Петров вдруг решил взять себе громкую фамилию Ганнибал, а заодно и фамильный герб с белым африканским слоном. Такие гербы-эмблемы были весьма популярны в то время у неродовитых дворян. Ганнибал начал пользоваться гербом еще до его утверждения и даже до подачи прошения Елизавете на жалованье герба. Своим гербом Абрам Петрович заявлял о многом — посмотрите: слон несет на подушке княжескую корону. Корона свидетельствовала о княжеском происхождении царского арапа, а слон сообщал о родине царского фаворита. Этим неутвержденным гербом Абрам Петрович (а позднее и его сыновья) пользовались довольно долго — он даже украшал личные печати влиятельного семейства.
Почему же Ганнибал был вынужден нарушать сложившиеся правила и пользоваться гербом «нелегально»? Виной всему наша безалаберность. Петровский фаворит подал прошение о гербе еще в январе 1742 года, сразу после присвоения ему чина генерал-майора. Даже рисунок желаемого герба приложил — не очень умелый, видимо, исполненный собственноручно. Но до Елизаветы прошение не дошло — где-то затерялось. Ганнибал ждал ответа… тридцать девять лет! Вот уж где проявились в полной мере и восточное терпение, и российская волокита. Почти через сорок лет прошение все-таки обнаружили и… тут же убрали подальше в архив. Аргумент чиновники нашли обезоруживающий: «Проситель прошения сего хождения по делу не имеет». Да какое уж там хождение — Ганнибалу на тот момент стукнуло уже 84 года, старик был почти при смерти. Так герб, увы, и не был утвержден. Но на этом геральдические приключения Ганнибала не закончились. До сих пор ученые бьются над загадкой букв на гербе великого арапа. То, что это — аббревиатура, понятно. Таинственное слово-девиз — это первые буквы какого-то латинского изречения. Но какого? Загадка!
Но самое интересное, что герб с африканским слоном, столь оригинальный в заснеженной России, Ганнибал не придумал. Он просто срисовал понравившийся ему рисунок с герба рода Лефортов. В Русском музее, в отделе графики, можно увидеть портрет сподвижника Петра — адмирала Франца Яковлевича Лефорта (1656–1699). В нижней части портрета голландский художник Питер Шенк изобразил родовую печать рода Лефортов. Герб Ганнибала — ее копия. Но если слон на гербе Ганнибала объясним, то что он забыл на гербе Лефорта? Вот это и будет нашим вопросом. Ответ — в следующем выпуске рубрики.