Сентябрь 2013 года
…
Герои неземных стихий
«Голубая лента Атлантики». Этот замечательный морской приз был учрежден в 1840 году. Он присуждался пассажирским судам-рекордсменам, которые быстрее всех пересекали Атлантический океан между берегами Европы и Северной Америки.
Рождение гиганта
Обладать «Голубой лентой» мечтал любой капитан. Каждый новый трансатлантический лайнер строился с расчетом завоевать эту престижную награду.
В 1912 году по заказу английской судоходной компании «Уайт стар» («Белая звезда») был построен пассажирский пароход под названием «Титаник» — крупнейший в то время. Да и по нынешним меркам его можно считать настоящим великаном.
Капитан «Титаника» Эдвард Смит |
Корпус «Титаника» имел длину более четверти километра, ширину — без малого тридцать метров, а его борта поднимались на высоту десятиэтажного дома. Мощные паровые машины позволяли ему развивать скорость более 25 узлов, то есть около пятидесяти километров в час. «Титаник» мог вместить более двух с половиной тысяч пассажиров.
Но удивляли не только размеры этого суперлайнера. Поражали также отделка и убранство его помещений и парадных лестниц. На одиннадцати палубах-этажах разместились шикарные каюты, просторные танцевальные и спортивные залы, рестораны и бары, зимний сад, плавательный бассейн и даже… каток с искусственным льдом.
Курс на Нью-Йорк
Устраивая огромные, высокие залы, широкие лестницы, строители парохода нарушали строгие правила непотопляемости. Безопасность приносилась в жертву красоте, комфорту и роскоши. Беспечность судовладельцев дошла до того, что лайнер не снабдили даже достаточным количеством спасательных шлюпок. Зачем они? Пароход считался абсолютно надежным.
«Титаник» вышел в море из Саутгемптона — порта на юге Англии — 10 апреля 1912 года. Зайдя по пути во французский порт Шербур, а затем — в Ирландию, он 11 апреля после полудня взял курс на Нью-Йорк.
Путь его должен был пройти по северной Атлантике. На борту лайнера находились 2207 человек. Из них — 1316 пассажиров, включая около сотни детей, и 891 член экипажа.
В первый рейс на «Титанике» отправилось немало богатых людей — миллионеров и миллиардеров, банкиров, известных политиков.
«Вижу айсберг!»
Плавание проходило спокойно, чему способствовала прекрасная погода — ясная, тихая, со звездными ночами. Вел огромное судно капитан Эдвард Смит, уже более сорока лет плававший на различных пассажирских судах.
Все спокойно
на лайнере-гиганте. Скоро в путь |
Вот он, «Титаник» — крупнейший пассажирский пароход |
Между тем, на четвертый день плавания погода начала портиться. Похолодало. Все чаще на пути лайнера стали попадаться плавучие льдины, правда, еще не опасные. Но это служило нехорошим предзнаменованием. И верно, утром 14 апреля радист «Титаника» Джек Филлипс принял сообщения с других пароходов о замеченных на западе айсбергах — плавучих ледяных горах.
Лайнер шел с большой скоростью. Для безопасности следовало уменьшить ее и резко изменить курс к югу. Но это означало прийти в Нью-Йорк с опозданием, о чем не могло быть и речи. И «Титаник», не сбавляя хода, продолжал движение.
Близилась ночь. В 23 часа 40 минут матрос-наблюдатель заметил впереди темную массу. Он трижды ударил в гонг и сообщил на мостик вахтенному офицеру: «Вижу айсберг!»
Прозвучала команда рулевому «Лево на борт!» Но было уже поздно. Подводная часть ледяной горы столкнулась с правым бортом парохода и пропорола его на протяжении ста метров. В корпус «Титаника» хлынула вода.
Пароход «Титаник» погружается в пучину океана |
Сигнал бедствия
На удивление, удар об айсберг оказался настолько слабым, что пассажиры даже не ощутили его. Одни продолжали беззаботно веселиться в ресторанах, танцевать, другие начали укладываться спать.
А тем временем нежилые носовые отсеки уже были заполнены водой, и она все больше и больше распространялась по всему судну. Только теперь стало ясно, насколько грозно положение «непотопляемого» лайнера. Стюарды обходили каюты, будили пассажиров, помогали им надеть пробковые спасательные нагрудники и выводили на шлюпочную палубу.
Около полуночи капитан Смит распорядился послать в эфир сигнал бедствия. Его приняли несколько судов. Ближе всех находился пассажирский пароход «Карпатия». Но и ему требовалось более трех часов, чтобы подойти к району, где медленно погружался в холодную воду гигантский пароход.
Первыми места в спасательных шлюпках занимали женщины и дети. На «Титанике» имелось всего двадцать шлюпок. Это было крайне мало. Продержаться же в ледяной воде с пробковым нагрудником можно было лишь очень короткое время.
Свидание с «Титаником»
«Титаник» на дне океана |
В два часа ночи от лайнера отошла последняя шлюпка. Один из спасшихся вспоминал: «Наклон “Титаника” быстро увеличивался. Корабль стал вертикально кормой вверх. Так стоял он несколько минут, пока не исчез навсегда в пучине океана».
Только на рассвете к месту катастрофы подошла «Карпатия» и подобрала всех, находившихся в шлюпках и на самодельных плотах.
Последствия катастрофы оказались ужасными. Спаслось 713 человек. Остальные, почти полторы тысячи, нашли смерть в ледяной воде. Капитан Смит не покинул судно и погиб.
Прошло много лет. «Титаник» затонул на глубине около четырех километров. Добраться до него было нелегко. Лишь в 1986 году к погибшему пароходу спустились люди — американские и французские гидронавты на глубоководном аппарате «Элвин». Позже было поднято много вещей, принадлежавших пассажирам лайнера. А в 1991 году к «Титанику» прибыли наши аппараты «Мир-1» и «Мир-2». Они же помогали снимать художественный фильм Джеймса Камерона «Титаник». Вы его, наверное, видели. Поразительный фильм!
Геннадий Черненко |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |