Февраль 2008 года
…
Зимний пейзаж. И. Шишкин, Н. Крылов, А. Куинджи, К. Юон, Б. Кустодиев, А Дайнека
Пейзаж — один из наиболее любимых художниками и зрителями жанров живописи. Художники находят в природе отражение своих чувств и мыслей, слышат отклики своих переживаний, пытаются выразить свое настроение. Живописец Никифор Крылов родился в городе Калязине на Волге. В молодости работал в артели странствующих иконописцев. Впоследствии учился у знаменитого Венецианова в Академии художеств. Среди его небольших по размеру картин особое место занимает невероятно искренний пейзаж — «Русская зима». Окраина деревни, вдалеке виднеется лес. На переднем плане идущие женщины. Навстречу им крестьянин неторопливо ведет под узцы коня. По небу, словно подчеркивая ощущение простора, высоко плывут легкие зимние облака.
Любимейшее время года, наверное, самого известного русского художника-пейзажиста И.Шишкина — лето в поре расцвета. Но его стремление к разнообразию сюжетов выразилось в картинах и об иных временах года. «Зима» — впечатляющий образ зимнего оцепенения и застылости. Изображен морозный зимний день в сосновом бору. Глубокий пушистый снег, ясное небо, могучие, вековые сосны, заметенные снегом. Ничто не нарушает тишины этого удивительного дня. Сине-белый колорит картины точно передает красоту зимнего, уснувшего леса.
И. Шишкин. «Зима». 1890 |
Н. Крылов. «Русская зима» 1827 |
А. Куинджи. «Пятна лунного света в лесу. Зима» 1908 |
К. Юон. «Мартовский снег» |
Б. Кустодиев. «Масленица» 1919 |
А. Дейнека. «Лыжники». 1926 г. |
Но и ночь может поразить воображение художника. В картине А.Куинджи мы видим небольшую лесную поляну с силуэтами покрытых шапками снега деревьев и кустов. От лунного света она превращается в некое фантастическое пространство. Холодные светлые пятна окружены как будто подкрадывающимися, густыми тенями, переходящими в темные верхушки деревьев. Эти узоры темных и светлых пятен создают ощущение таинственности и настороженности.
На картине К. Юона один из мартовских зимних дней в Подмосковье. Свежесть ясного пронзительно голубого неба, искрящегося снега с яркими пятнами разноцветных деревенских изб передана художником темпераментной, широкой живописью. Два всадника едут по тропинке на конях. Сзади бежит красная с белыми пятнами небольшая лошадка, рядом лохматится черная собачка. Эта картина своими торжуствующе-радостными красками снискала широкую известность.
Произведение Б. Кустодиева посвящено самому любимому на Руси народному зимнему празднику — Масленице — празднику, сохранившемуся еще с языческих времен. Это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны. Главные атрибуты Масленицы — блины и народные гуляния. Трудно поверить, что над этой жизнерадостной картиной Б. Кустодиев работал, будучи тяжело больным и прикованным к креслу-каталке. Картина, словно иллюстрация к воспоминаниям современника — «яркие пятна, звоны; ухабистая снежная дорога, уже замаслившаяся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони».
Художник А. Дейнека сам занимался многими видами спорта, и это придавало его картинам достоверность и убедительность. На картине «Лыжники» живописец как бы раскладывает движение спортсменов на составные фазы. Ощущается скорость, c которой мчатся стройные, устремленные вперед фигуры. Полагаясь на воображение зрителя, Дейнека не дает развернутой обстановки происходящих соревнований, позволяя домысливать изображенное.