Февраль 2008 года
…
АВИАБУС ЛЕТЧИКА ГРОХОВСКОГО
Это — рассказ о замечательном изобретателе и летчике Павле Игнатьевиче Гроховском. Некоторые его изобретения поражают до сих пор. Многие из них он испытывал на себе с риском для жизни. Пожалуй, другого такого изобретателя трудно найти не только в нашей стране, но и во всем мире.
ГЛИНЯНЫЕ БОМБЫ
Удивительным был человеком Павел Гроховский — смелым до безумия. Крутил фигуры высшего пилотажа почти у самой земли, а легковой автомобиль гонял по Москве так, что милиционеры только за голову хватались.
Первые свои изобретения Гроховский сделал в 1927 году, когда служил военным летчиком в Новочеркасске. Для тренировки в бомбометании пилоты использовали цементные бомбы. Их не хватало. Гроховский придумал учебные бомбы из глины. Они начинялись цветным мелом: красным, синим, желтым, зеленым. Для каждого летчика — своим, чтобы сверху сразу было видно, чья бомба попала в цель. А в его голове уже зрели изобретения посерьезнее глиняной бомбы.
О необыкновенном летчике-изобретателе узнали в Москве. Гроховского перевели в столицу и поручили руководить Особым конструкторским бюро. Позже оно стало называться Экспериментальным институтом. Но шутники за необычные изобретения, которые там делались, за опасные опыты прозвали этот институт «цирком Гроховского».
Павел Игнатьевич мечтал тогда о создании воздушного десанта. Парашюты были уже давно изобретены. Самолеты, способные поднять и нести тяжелые грузы, — тоже имелись. Оставалось разработать технику для выброски в тылу противника не только бойцов, но и пулеметов, пушек, автомобилей и даже легких танков.
ВОЗДУШНЫЕ ЛЮЛЬКИ
Парашюты шились из шелка — ткани прочной, легкой, но очень дорогой. А для воздушного десанта требовались тысячи парашютов. Где же набрать столько шелка? Гроховский сам, еще в 1928 году, совершил несколько прыжков, и с тех пор не оставлял его вопрос: а что, если заменить шелк хлопчатобумажной материей, например, перкалем? Он раз в десять дешевле шелка, но почти так же прочен.
Попробовали сшить парашют из перкаля. Испытали его: ни одного отказа. Получился надежный парашют для десантников. И такие, перкалевые, парашюты применяются до сих пор.
В современных транспортных самолетах помещаются сотни десантников. Во времена Гроховского о таких машинах можно было только мечтать. Чтобы поднять в небо сразу десяток парашютистов, Павел Игнатьевич придумал подвесные люльки, напоминавшие небольшие лодки. Они подвешивались под крыльями самолета. В каждую ложился десантник с парашютом, и самолет взлетал.
В заданном районе летчик тянул за рычаг, люльки переворачивались, и десантники вываливались из них. Парашюты раскрывались сами, автоматически.
ИСПЫТАНИЯ НА СЕБЕ
Первым, кто испытал опрокидывающуюся люльку в действии, был Гроховский. Следом за ним таким же образом совершила прыжок чертежница Лидия Кулешова. А затем с помощью подвесной люльки прыгнула с парашютом жена Павла Игнатьевича — Лидия Алексеевна Гроховская.
«Мы стали укладываться в подвесные люльки, — вспоминала она. — Под головой у меня парашют, как жесткая подушка. Надо мной — крыло бомбовоза.
Заревели моторы, вихрь пронесся над моей люлькой. Это был мой первый полет, и все меня развлекало. Вот оторвались от земли, замелькали соседние постройки. Один круг, другой — все выше и выше. Я просунула голову между краем люльки и крылом и с интересом разглядывала землю. Из соседней люльки мне погрозили кулаком: убери, мол, голову — оторвет при опрокидывании! Скорее втянула голову и в ту же секунду очутилась в воздухе. Даже не заметила, как раскрылся парашют».
Все же люльки оказались неудобными, слишком тесными. И Гроховский создает самолет с многоместной отделяемой кабиной. Эту кабину можно было сбросить в воздухе вместе с десантниками и на большом парашюте опустить на землю.
СТРАННОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ
Для плавного спуска тяжелых грузов были созданы огромные парашюты — около сорока метров в диаметре! Чтобы смягчить приземление, были разработаны платформы, ослаблявшие удар о землю. На них устанавливались пушки, автомобили, броневики. Были изобретены особые мешки, короба и баки, в которых опускались с неба боеприпасы, горючее, продовольствие.
Однажды у Гроховского родилась мысль, которая даже его сотрудникам показалась просто абсурдной. Он предложил сбрасывать грузы и десантников… без парашютов. Да возможно ли такое? И Павел Игнатьевич доказал, что это возможно. Так он изобрел авиабус — кабину на колесах, внутри которой помещались люди и грузы.
Авиабус подвешивали под самолетом. Для выброски десанта требовался ровный участок местности. Здесь летчик должен был низко опустить самолет и с высоты двух-трех метров сбросить авиабус. Тот, стремглав помчавшись по земле, постепенно замедлил бы ход и остановился. Так задумывалось. Но как все произойдет на самом деле?
Сбрасывали авиабус с различными грузами, например, с ящиками, полными электрических лампочек. И ни одна не разбилась. Сбросили авиабус с собакой, аэродромным псом по кличке Куцый. И он выдержал «мягкую посадку». Осталось испытать, как будут чувствовать себя в авиабусе люди.
ДВОЕ В АВИАБУСЕ
Первыми это проверили на себе Гроховский и его заместитель Иван Васильевич Титов. Забрались они в авиабус. «Лежу в клетке, как в могиле, потный от жары, не шевелюсь, — рассказывал Титов, — только перестукиваюсь с Павлом Игнатьевичем: нас разделяла фанерная перегородка».
Взлетели. Самолет, сделав два круга над аэродромом, начал снижаться. Щелкнули замки, авиабус отделился. Стукнулись крепко, но живы остались. Только Титов нос разбил.
Гроховскому принадлежало более сотни самых различных изобретений. Тут и летающий танк, и способ дозаправки самолетов в воздухе (теперь это обычное дело), и экраноплан — крылатый аппарат на «воздушной подушке», и стратосферный планер для полетов на огромных высотах.
Многие изобретения Гроховского, казавшиеся когда-то фантастическими, были осуществлены, но большей частью уже после его смерти.
Конец жизни выдающегося изобретателя оказался трагическим. Сперва, в 1937 году, был закрыт его институт. Потом Гроховского арестовали — без вины, несправедливо, как и многих в те страшные годы. Арестовали и Лидию Алексеевну, его жену, которая провела потом долгие годы за колючей проволокой. Павел Игнатьевич умер осенью 1946 года, в лагере, где-то в северных краях. Его изобретения используются и сегодня, хотя не все знают, кто их сделал.
Геннадий Черненко |
Художник А. Джигирей | Страничка автора | Страничка художника |