Архив журнала для детей Костер

Сентябрь 2007 года

Журнал Костер. Сентябрь 2007 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Герои неземных стихий

КРЫЛАТЫЕ БОГАТЫРИ

Игорь Иванович Сикорский. Аэроплан

ВОТ ЭТО АЭРОПЛАНИЩЕ!

Когда в феврале 1914 года этот самолет в первый раз появился над Петербургом, на улицах замерло движение. Остановились извозчики, трамваи, автомобили. Люди, запрокинув головы, смотрели на самолет и от удивления ахали:

— Вот это аэропланище!

— И как такая тяжесть держится в воздухе!

Самолет назывался «Илья Муромец», именем русского былинного богатыря, и это не случайно. По тому времени он, действительно, был богатырем. Ни одна страна в мире, кроме России, не имела подобных машин.

ПЕРВЫЕ КРЫЛЬЯ

Самолет-великан был создан замечательным русским авиаконструктором Игорем Ивановичем Сикорским. Свой первый самолет он построил еще весной 1910 года в Киеве — простенький бипланчик с толкающим воздушным винтом.

Потом появились еще пять самолетов. Сикорский сам создавал их и сам летал на них. Известность его росла не по дням, а по часам. О нем писали все газеты и журналы. Более того, его пригласили в Петербург, где он стал главным конструктором Русско-Балтийского завода. Теперь он мог построить любой самолет, какой только задумает.

"Илья Муромец" идет на посадку"

Самолеты с маркой «С», то есть «Сикорский», быстро оценили русские военные авиаторы. Это были небольшие легкие машины — истребители, разведчики. Но в голове гениального авиаконструктора уже зрел план создания «Илья Муромец» идет на посадку огромной машины с несколькими моторами.

В те годы многие думали, что такой самолет взлететь не сможет, а если и взлетит, то окажется неуправляемым. Но Сикорский был уверен в своей правоте. «Не нужно бояться больших, тяжелых машин, — писал он, — дайте им скорость, и вы пустите в воздух целый вагон!».

ВОЗДУШНЫЕ ГИГАНТЫ

Первым большим самолетом Сикорского стал «Русский витязь». Вторым, еще более крупным, — «Илья Муромец». Размеры его поражали. Размах верхнего крыла был более 30 метров. Длина фюзеляжа равнялась почти 18 метрам. Взлетный вес превышал 6 тонн! Не верилось, что такая махина сможет взлететь. Но «Муромец» успешно полетел, и первым пилотом его был, конечно же, Игорь Иванович Сикорский.

Как уже говорилось, «Муромцы» имели четыре мотора и поэтому отличались большой надежностью. А однажды произошел такой случай. В полете отказал крайний мотор. Механик выбрался на крыло, подошел к неисправному мотору, починил его и спокойно вернулся в кабину. Когда началась Первая мировая война, из «Муромцев» была образована эскадра воздушных кораблей-бомбардировщиков. Каждый мог нести бомбу весом до 400 килограммов, держаться в воздухе до 10 часов! «Муромцы» смело заходили в тыл противника и наносили ему сокрушительные бомбовые удары.

У Игоря Ивановича зрели грандиозные планы, но грянул 1917 год, революция. Завод остановился. Работа Сикорского новой власти оказалась ненужной. Оставалось одно: уехать из России. Без особых затруднений Игорь Иванович получил заграничный паспорт и весной 1918 года навсегда покинул свою Родину, уехал за океан, в США.

ЛЕТАЮЩИЕ ЛОДКИ

Перед полетом

Никто не встречал его там с распростертыми объятиями. Первое время Сикорскому приходилось считать каждый цент. Он мечтал вернуться в авиацию. Только в 1923 году с небольшой группой единомышленников, таких же, как и он, эмигрантов из России, ему удалось организовать небольшую авиационную компанию.

Первым американским самолетом Сикорского стала довольно крупная двухмоторная машина S-29. Она получилась удачной и долго использовалась для перевозки пассажиров и грузов.

Наступало время дальних воздушных рейсов. Сикорский это понял раньше других авиаконструкторов. Его компания начала строить пассажирские гидропланы — летающие лодки. Они могли совершать перелеты в Южную Америку и еще дальше — через Атлантический океан в Европу и обратно.

Морские гидропланы Сикорского не имели себе равных. На одном из них было установлено восемь мировых рекордов! Но «сухопутные» лайнеры тоже быстро совершенствовались. Они стали летать быстрее гидропланов, могли перемещаться куда угодно, а не только в приморские города. И время огромных летающих лодок прошло. Тогда-то и началась третья, последняя и, пожалуй, самая удивительная страница в жизни великого авиаконструктора.

ПОЛЕТ НА ВИНТЕ

И.И.Сикорский на испытаниях опытного вертолета

Еще в юности, в 1909 году, Игорь Иванович построил геликоптер, как в то время называли вертолет. В воздух он подняться не смог. Однако интерес к вертолетам у Сикорского не исчез. Строя самолеты, он раздумывал и над винтокрылыми машинами.

Много опытов, часто неудачных, рискованных, пришлось ему провести, прежде чем появился его первый, вполне работоспособный двухместный вертолет XR-4. Произошло это в декабре 1941 года. Вертолет был построен по заказу военных. Он стал первым в мире вертолетом, который строился серийно, то есть в большом количестве.

Что это не игрушка, не «сбивалка для яиц», как говорили некоторые шутники, а серьезная машина, все могли убедиться после перелета XR-4 с завода на военный испытательный аэродром в Дейтоне, перелета протяженностью свыше 1200 километров. Позже вертолеты этого типа воевали в Бирме, где в 1944 году англо-американские войска вели тяжелые бои с японцами. Стало ясно, что вертолет — чрезвычайно полезная, очень нужная машина.

БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ

Вертолет Сикорского поднимает из океана космонавтов

Как раньше было с самолетами Сикорского, почти каждый его новый вертолет являлся событием. Почти на каждом устанавливались мировые рекорды.

Пара вертолетов S-55 летом 1952 года первыми в мире «длинными прыжками» Лабрадор-Гренландия-Исландия-Шотландия перелетела через Атлантику. Позже два других вертолета, S-61, без посадки, но с дозаправками в воздухе совершили беспосадочный перелет через океан из Нью-Йорка в Париж, преодолев за 30 часов расстояние в 6700 километров!

На вертолетах Сикорского впервые были выполнены мертвые петли и другие фигуры высшего пилотажа.

По воспоминаниям близких, Игорь Иванович в жизни был исключительно скромным, выдержанным и миролюбивым человеком. Он умер в возрасте 83 лет, 26 октября 1972 года, во сне, спокойно, тихо. На родной земле ему так и не удалось побывать. В советское время имя его у нас почти не упоминалось. И все же он верил, что еще понадобится России. «Нам нужно работать, — писал Сикорский,— а главное, учиться тому, что поможет нам восстановить Родину, когда она того потребует».




Геннадий Черненко
Художник А. Джигирей
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»