Январь 2010 года
…
ДРЕВНИЕ СУДА
СУДА ВИКИНГОВ
Слово «викинг», наводившее ужас на жителей Западной Европы в IX-X столетиях, происходит или от древнескандинавского «вик» — «залив», или от «викья» — «поворачивать». В любом случае, оно связано с морем. В Древней Скандинавии, населенной племенами северных германцев, викингами называли участников морских грабительских походов.
Большая часть Скандинавского полуострова — это труднопроходимые горы. Скалистые берега Норвегии изрезаны узкими заливами-фьордами. Для норманнов («северных людей») строительство кораблей стало насущной необходимостью — без флота не были возможны ни торговля, ни война.
Больших и толстых дубов, из которых выдалбливали свои челны древние славяне, в Скандинавии почти нет. И предки современных датчан, шведов и норвежцев научились строить килевые суда, в основе которых лежала мощная балка — киль. Сам корпус собирали из еловых досок с помощью железных заклепок. Чтобы получить доски, бревно не распиливали, как это делается в наши дни, а раскалывали в особых станках.
Все имели похожую форму — нос и корма одинаковые, заостренные, корпус равномерно суживается от середины к оконечностям. Такая форма оказалась очень удачной и дожила до наших дней — так строят, например, спасательные шлюпки.
Боевой корабль викингов назывался «дракон», или «драккар». Длина его доходила до двадцати-тридцати метров, и вмещал такой корабль до семидесяти воинов. Драккары двигались с помощью прямоугольных парусов и весел. Это были быстроходные, маневренные корабли с малой осадкой и низкими бортами. Кроме больших драккаров, викинги использовали и более легкие ладьи, называвшиеся «скейд».
Конечно, скандинавы не только устраивали военные походы на соседей — они вели широкую заморскую торговлю, в том числе и в древнейшей столице Руси — городе Ладоге. Торговое судно норманнов называлось «кнорр». Кнорр меньше драккара, имел более высокие борта и глубже сидел в воде. Быстро двигаться кнорр не мог, но ему это и не требовалось — он должен был принять на борт как можно больше товаров. Для укладки груза в середине корабля, у мачты, устраивали трюм. Скандинавские традиции судостроения хорошо прижились на Руси, где норманнские купцы и воины были частыми гостями. И когда где-нибудь в северной деревне вам встретится дощатая остроносая лодка с килем, знайте — перед вами дальний родственник древнего боевого «дракона»!
НАША РЕГАТА
Январь 1878 г. Впервые в морском бою было применено новое оружие, которое позже станет грозной силой в войне на море. Изобрели это оружие англичане, а первыми использовали в бою русские моряки во время войны с Турцией. О каком оружии идет речь?
Ответ на задание из № 11-12, 2009 г.
Первый в мировой военной истории бой паровых судов произошел 5 ноября 1853 г., в начале Крымской войны. Русский пароходо-фрегат «Владимир» после трехчасового боя взял в плен турецкий вооруженный пароход «Перваз-Бахри». И в том же месяце, 18 ноября 1853 г., состоялось Синопское сражение — последняя большая битва парусных флотов.