Ноябрь-декабрь 2009 года
…
КАКИЕ БЫВАЮТ КОРАБЛИ?
ДРЕВНИЕ СУДА СРЕДИЗЕМНОГО МОРЯ
Новые, более совершенные типы кораблей чаще всего появлялись на морях, со всех сторон окруженных сушей. Народы, жившие по берегам таких морей, быстро поняли, что воевать и торговать друг с другом проще и удобнее именно с помощью морских судов.
Сегодня мы познакомимся с кораблями Древнего мира, на которых странствовали по морям и сражались с врагами египтяне, финикийцы, греки и римляне.
Жители Древнего Египта еще за три тысячи лет до н. э. научились строить деревянные суда с килем, шпангоутами — изогнутыми поперечными балками, и обшивкой из досок. На таких судах египтяне совершали дальние походы по Средиземному и Красному морям.
Первыми великими мореходами древности стали финикийцы, обитавшие на восточном берегу Средиземного моря. Финикийские суда впервые в истории стали делиться на военные и торговые. Военные корабли имели два ряда весел и таран в носовой части. По-видимому, именно финикийские мореплаватели первыми вышли из Средиземного моря в Атлантику и стали осваивать берега Западной Африки. За пределами своей родины финикийцы основали множества городов-колоний, самым могущественным из этих городов стал Карфаген (на побережье современного Туниса). Соперниками карфагенян на море были древние греки, а позже — римляне. Жители греческих городов-полисов также основали множество колоний, не только на Средиземном, но и на Черном морях. Большинство современных черноморских городов-портов — Севастополь, Керчь, Анапа, Поти, Сухум — стоят на месте древних греческих колоний.
Римляне начали строить флот только во время жестоких войн с Карфагеном. Позднее, разгромив карфагенян, они сами стали господствовать на Средиземном море.
Боевые корабли греков и римлян были похожи друг на друга — массивные, тяжелые, с несколькими рядами весел и прямоугольными парусами. Свои названия они получали по числу рядов весел. В греческом флоте преобладали трехъярусные суда — триеры, а в римском — большие квин-кивиремы с пятью рядами весел.
От римских судов ведут свой род поздние итальянские галеры и гребные суда Византийской империи — дромоны (от греческого слова «дромос» — «бег»). Возможно, именно от названия этих кораблей происходит греческое слово для обозначения русских воинов IX-X вв. — «дромиты». Как мы помним, походы русских князей на Царьград тоже совершались на весельных судах, сделанных на основе долбленых челнов.
А в следующий раз мы поговорим о ближайших родственниках древнерусских ладей — кораблях викингов.
НАША РЕГАТА
Внимание! Новый вопрос. И снова он связан с памятными датами нашей морской истории. Ноябрь 1853 г. В этом месяце с двухнедельной разницей произошел первый бой пароходов и последняя большая битва парусных кораблей. О каких событиях идет речь?
Правильный ответ на задание из № 10
Почему именно в октябре мы отмечаем день рождения русского флота? Указ Боярской думы о постройке военных кораблей для регулярного флота России вышел в октябре 1696 г., вскоре после Второго Азовского похода Петра I.
Молодой царь понимал, что для страны важны утраченные в Средние века выходы к Балтийскому и Черному морям, а для этого необходимо воевать на севере против Швеции, а на Черном море — против Турции. Борьбу за моря царь Петр начал на юге. В 1695 г. русские войска двинулись к сильной турецкой крепости Азов, которая запирала выход из реки Дон в Азовское море. Но первый поход Петра оказался неудачным — именно из-за отсутствия кораблей. Только после того, как в городе Воронеже были построены суда для второго похода, в 1696 г., Азов пал.
Михаил Савинов |
Художник Наталия Якубовская | Страничка автора | Страничка художника |