Январь 2011 года
…
И эхо таинства за шелестом кулис…
Было время, когда в театр ходили бесплатно. Бывало, граждан обязывали посещать театр, ибо он считался важным воспитательным учреждением. Считалось, что на театральных представлениях человеческая душа проходит через нравственное очищение. Во время представления зрители искренне выражали свои чувства — громко плакали, глядя на страдания героев, криками выражали свое отношение к происходящему, а на комедиях хохотали так, что падали со скамеек. Таков был театр Древней Греции — театр античных времен.
Внешне античный театр совсем не походил на сегодняшний, скорее он напоминал стадион. Не было крытого помещения, декораций, кулис, партера и балконов. Скамьи для зрителей устраивались на склоне холма, их располагали полукругом перед «скеной» (то есть сценой), где играли актеры. Такая постройка называлась «амфитеатр», что по-гречески значит «вижу отовсюду». Сцена с подсобными постройками оказывалась внизу, всем все было видно и слышно. Причем как слышно! Если бросали монетку на каменный пол сцены, то звук отдавался в верхних рядах, как будто монетка упала возле вас. А верхние ряды иногда удалялись от сцены на 150— 200 метров — греческие амфитеатры вмещали очень много зрителей, иногда до десяти тысяч. Поскольку погода в Греции почти всегда хорошая, и дожди — редкость, то крыш над амфитеатрами не делали. Представления давались днем, при ярком солнце.
Не надо думать, что древний театр был по-древнему примитивен. Античный театр — великое явление мировой культуры. Сохранившиеся до нашего времени древние амфитеатры говорят о детальной продуманности построек, о высокой технической подготовке древних архитекторов и инженеров. А творения греческих драматургов — Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана — непревзойденные шедевры, их уровня мало кто достигал потом, разве что Шекспир, Лопе де Вега, Шиллер, Гёте. А творили древнегреческие драматурги в IV веке до нашей эры, то есть 2500 лет назад.
Но раз уже в это время театр достиг такого высокого художественного уровня, значит, начало его уводит в совсем незапамятные времена? Это так. Давайте сделаем маленькую экскурсию в те далекие времена, попробуем узнать, когда и как родился театр.
Ну, когда родился театр, никто не знает. А вот как он родился — на этот счет догадки есть. Скорее всего, театр начал делать «первые шаги», когда люди научились подражать звукам природы, крикам и движениям животных, звукам стихии. Зачем человеку нужно было научиться подражать? Прежде всего, для успеха на охоте: подражая животным и птицам, человек приманивал или отпугивал их. Человек научился также зарисовывать животных, дошедшие до нас древние наскальные рисунки со сценами охоты насчитывают тысячи лет. Зачем создавались эти рисунки? Древний человек жил в единении с природой. Он верил, что ветер, дождь, гром, свет солнца — живые существа, такие же, как он, только более могущественные, и они управляют его жизнью и его судьбой. Он приносил жертвы богам стихии, богам Природы, он устраивал представления с ритуальными танцами и песнями, чтобы задобрить богов или испросить у них благ и даров — дождя, урожая, счастливой охоты. И сцены удачной охоты он рисовал для того, чтобы боги исполнили его желание. Человек даже верил, что если изобразить победу над недругом, то магическая сила обряда поможет уничтожить врага.
Юрий Кружнов |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |