Январь 2013 года
…
Те, кто читал роман Жюля Верна «Пять недель на воздушном шаре», помнят, конечно, что в январе 1862 года лондонская газета «Дейли телеграф» опубликовала сообщение о «безумной затее» доктора Самуэля Фергюссона, задумавшего пересечь на воздушном шаре всю Африку с востока на запад.
ОТВАЖНАЯ ТРОИЦА
Не будем пересказывать, как протекало путешествие отважного Фергюссона и его спутников Дика Кеннеди и Джо на воздушном шаре «Виктория». Но вот спустя почти сто лет, в 1961 году, в той же газете «Дейли телеграф» снова возникла идея (теперь уже не в романе, а в жизни) предпринять путешествие на воздушном шаре по Африке для фотографирования диких животных.
Путешествие предстояло небезопасное и полное неизвестности. Ведь еще никто, если не считать жюльверновских героев, не пытался совершить такой полет над африканскими просторами. Как и в романе, необычная идея вызвала целую бурю сомнений и «здравых» доводов.
«Смешно! Животные сразу же разбегутся при вашем появлении», — говорили одни. «Это будет стоить слишком дорого», — предупреждали другие. «Если это возможно, то почему же никто раньше не пытался сделать подобное?» — спрашивали третьи.
Однако все эти доводы нисколько не смущали будущих участников «безрассудного» путешествия. Их было трое: автор книг об Африке Антони Смит и кинооператоры Дуглас Боттинг и Алан Рут.
В ЦАРСТВЕ ЖИВОТНЫХ
Лагерь разбили в глубине Танзании, на берегу озера Маньяра. Первый старт был намечен на утро. Оно выдалось великолепным, а небо — чистым, голубым. Воздушный шар «Джамбо» поднялся легко и плавно поплыл над землей. Этот пробный полет должен был показать, как встретит животное царство Африки появление в небе огромного оранжевого шара. Первыми были замечены буйволы, около тридцати особей. Они спокойно стояли в зарослях тростника.
Вот из леса появились грациозные жирафы и направились к воде. Один из них вошел в озеро и, широко расставив ноги, стал пить. Другой опустился на траву, аккуратно поджав под себя ноги и выставив вверх пятнистую шею.
Боттинг и Рут просто не знали, куда направлять кинокамеры. Яростно размахивая большими ушами, сквозь густые заросли продирался слон. Внезапно появилось еще три слона. А там, в стороне, паслось еще одно стадо буйволов.
НА ГРАНИ КАТАСТРОФЫ
Занятые наблюдениями и съемкой, аэронавты не заметили, что над ними угрожающе росла огромная грозовая туча, вскоре закрывшая солнце. Ветер стих, и почти тотчас же шар, охладившись, начал опускаться в озеро.
Горстями полетел за борт балластный песок. Шар, словно в раздумье, нерешительно застыл на месте вблизи воды. За борт полетела сразу половина мешка драгоценного балласта. Аэронавты надеялись, что шар, рванувшись ввысь, остановится где-то на полпути к туче, зловеще черневшей вверху.
Увы, «Джамбо» проскочил заветную высоту. Стрелка альтиметра, зажатого в руке Смита, неудержимо ползла по шкале: 1000 метров, 1200. На высоте 1600 метров шар остановился, и в то же мгновение его окутала тьма.
«Туча над нами беспрерывно грохотала, будто ветер раскачивал огромный лист гофрированного железа, — рассказывал Смит. — Пожалуй, это было похоже на рев таинственной силы, находившейся внутри черных облаков. И если бы нас засосало туда, гибель шара была бы неизбежной».
НАД КРАТЕРОМ НГОРОНГОРО
Однако и путь назад оказался отрезанным. Стравливать газ в этом насыщенном электричеством аду означало почти наверняка сгореть в жарком пламени вспыхнувшего водорода. И тут откуда-то из мрака вдруг подул легкий ветерок. Аэронавты переглянулись. Не верилось, но шар двигался, медленно уходя из зловещих объятий мглы.
Опасность отступила: грозная туча ушла далеко в сторону. После всего пережитого даже жесткий удар корзины при посадке показался мягким прикосновением к земле.
За этим первым и едва не ставшим гибельным последовали другие полеты. Мирные картины сменялись сценами охоты львов и кровавого пира гиен. Удивительное зрелище представлял с воздуха гигантский кратер вулкана Нгоронгоро. Поля гигантского цирка, покрытые травой, были усеяны стадами различных животных: зебр, жирафов, антилоп, газелей.
Нечто подобное наблюдалось во всех полетах. И все же самым замечательным, по мнению Смита, стало последнее воздушное путешествие за стадом антилоп в Национальном парке Серенгети — крупнейшем заповеднике Танзании.
ЧУДЕСА СЕРЕНГЕТИ
Полет продолжался уже более часа, когда, наконец, вдали показалось огромное стадо антилопгну. «Мы были у заветной цели, — вспоминал Смит. — Алан и Дуглас приготовили свои кинокамеры. Я опустил воздушный шар до высоты 60 метров». Тень от шара скользила по земле, как гигантская амеба.
Ни шар, ни странная его тень не беспокоили пугливых антилоп. «Зрелище выглядело поистине фантастически. По обе стороны гондолы на расстоянии 15 километров виднелись животные, — рассказывал Антони Смит. — Перед нами, за нами, всюду вокруг нас — тысячи. А мы летели над ними, и все было так просто».
К сожалению, полет становился неровным. Летели низко, у самой земли. Все чаще корзина ударялась о землю. Решили идти на посадку. К тому же шар обогнал стадо, и оно теперь гудело где-то позади. Спокойно и величественно освобожденная от газа оболочка «Джамбо» легла на жесткую траву заповедника Серенгети. Путешествие в небе Африки завершилось.
Геннадий Черненко |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |