Октябрь 2014 года
…
Восемьдесят лет назад произошло астрономическое явление, природа которого до конца так и не выяснена. В районе небольшого города Боровска (в сотне километров от Москвы) закончило свой полет загадочное небесное тело.
Небесное диво
Поздно вечером 14 мая 1934 года в Калуге 17-летний внук основоположника космонавтики К. Э. Циолковского Всеволод Костин, находясь на веранде у деда, увидел вдали огненный шар, стремительно летевший по небу. Не отводя глаз, юноша следил за полетом странного небесного пришельца.
Зрелище, и вправду, было впечатляющим. Местность вокруг вдруг ярко осветилась. Казалось, что в небе вспыхнула вольтова дуга. От земных предметов поползли черные тени. Шар двигался в западном направлении наклонно к горизонту. Ядро его голубовато-зеленого цвета пульсировало, то расширяясь, то вновь сжимаясь. За шаром тянулся желтовато-красный прерывистый след, летели искры. Так продолжалось несколько минут. Затем огненное тело будто рассыпалось, и все опять погрузилось в темноту.
Придя в себя, внук хотел сразу же пойти к Константину Эдуардовичу. Тот находился в «светелке», своей рабочей комнате. Но внук не решился беспокоить деда в столь поздний час и рассказал ему об увиденном лишь на следующий день.
«Прошу сообщить…»
Легко представить огорчение Циолковского. Не решился беспокоить! И это по поводу редчайшего природного явления! Он считал, что в атмосферу ворвался болид, летящий метеорит, диаметром «не меньше 500 метров». Можно было предположить, что огненный шар приземлился где-то в густых лесах около старинного Боровска.
Но, разумеется, рассказа одного человека было недостаточно для анализа случившегося. И Циолковский принимает решение обратиться к очевидцам необычного явления через газету. 21 июня в «Известиях» появилась его заметка «Кто видел болид?». Описав обстоятельства и характер падения космического тела, ученый закончил заметку обращением:
«Болид должен быть виден на расстоянии 200–300 километров кругом, хотя густые тучи могли этому помешать. Все-таки возможно, что многие в Московской области его могли заметить. Прошу сообщить о том по адресу: Калуга, К. Циолковскому».
Свидетельства очевидцев
В ответ на это обращение в Калугу посыпались письма. Только из Москвы и Московской области (близких к месту события) пришло более 170 писем. Скоро их насчитывалось уже более полутысячи с описаниями явления и зарисовками.
Циолковский не только прочел все письма, но и тщательно систематизировал свидетельства очевидцев. Почти на каждом из сохранившихся 228 писем есть его пометки. Материал был собран обширный. Изучив его, Константин Эдуардович начал работать над большой статьей «О болиде 14 мая 1934 года, виденном в Московской области». Он успел написать лишь черновой ее вариант, который хранится теперь в Архиве Российской академии наук.
«Эффект зрелища, — отмечал он в статье, — зависел от места и погоды, но даже старые люди писали, что никогда не видели ничего более грандиозного». Полет огненного шара наблюдали в Москве и Рязани, Туле и Кашине, Торжке и Ржеве.
Каменный дождь
Метеоритоведы (ученые, изучающие небесные камни), понятно, тоже не могли не заинтересоваться явлением 14 мая. Академия наук срочно направила в район предполагаемого падения космического тела специальную экспедицию во главе с Леонидом Алексеевичем Куликом — знаменитым метеоритоведом, прославившимся своими исследованиями Тунгусского метеорита.
Увы, результаты работы экспедиции Академии наук оказались неутешительными. Несмотря на упорные поиски (а Кулик умел искать!), не удалось найти даже крохотного осколка небесного тела. Кулик считал, что 14 мая к юго-западу от Москвы, где-то в районе Боровска упал каменный метеорит, точнее, «пролился» метеоритный дождь, так как небесный камень разрушился на множество частей еще в воздухе.
Правда, среди жителей окрестных сел ходили упорные слухи, что кто-то из крестьян, якобы, видел в болотной низине огромный шар, метров 10 в диаметре, настолько горячий, «пышущий жаром», что подойти к нему не было никакой возможности. Скорее всего, это были лишь слухи и домыслы.
Загадочные стекла
Поиски пришлось прекратить. В сентябре следующего, 1935 года Константин Эдуардович Циолковский умер, не успев довести до конца исследование замечательного явления.
С тех пор прошло 80 лет. Ученые давно примирились с пропажей Боровского метеорита. И вдруг весной 2012 года житель города Малоярославца (расположенного в 35 километрах от Боровска) Роман Николаевич Рубцов в местном лесу нашел много, несколько тысяч, обгоревших кусков черного стекла. Вес самых крупных достигал трех килограммов.
Рубцов пришел к выводу, что куски стекла — космического происхождения. Это — тектиты, части кометы. Выходит, тогда, весной 1934 года, в небо над Боровском ворвался не простой, каменный, метеорит, а часть кометы, кометный метеорит. Так ли это? Ученые ответить пока не могут.
Коллаж художника Елены Эргардт
Геннадий Черненко |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |