Октябрь 2014 года
…
9 октября — Всемирный день почты
В России с незапамятных времен существовали почтовые станции. Каждый крестьянин, живший в округе и имевший лошадь, должен был отработать на станции определенный срок. Позже, при Тишайшем царе Алексее Михайловиче, отце Петра I, почтовые станции стали государственной собственностью и обслуживались штатными служащими. Почтовые тракты были разделены на примерно равные участки. Каждый из них имел почтовую станцию, которой заведовал смотритель. Он оформлял документы и отправлял почтовые тройки.
Тройки — чисто русское изобретение. О нем европейцы узнали в 1911 году на Лондонской Всемирной выставке. Было чему удивляться! По всеобщему мнению, все лошади в повозке должны двигаться одинаковым аллюром: идти шагом, бежать рысью или скакать галопом. А в русской тройке средней лошади полагалось бежать рысью, а лошади по бокам скакали галопом, картинно изогнув головы в стороны. Чтобы тройка выглядела красивее, лошади подбирались одной масти. Средняя лошадь (коренник) должна быть крупнее остальных. На нее ложилась обязанность выбирать дорогу.
Ямщикам, работавшим на почтовых станциях, были отведены большие угодья под покосы на прокорм лошадей. На почтовых станциях круглосуточно дежурили почтальоны, готовые сию же минуту сесть в экипаж. Лошади дежурили в хомутах или в особой запряжке, которая позволяла усталую тройку просто отцепить от фельдъегерского экипажа и прицепить к нему тройку свежих лошадей. Это минутное дело, поэтому тройки скакали практически без остановки. Иностранцы удивлялись скорости: из Петербурга в Москву пассажиры и письма доставлялись за 36 часов. Ничего подобного в Европе не существовало. Там почтовые перевозки осуществлялись частными лицами без особой спешки.
Чтобы никто не мешал почтовым тройкам, ямщикам предписывалось подавать сигналы почтовым рожком, а всем экипажам на дороге следовало уступать почтовикам дорогу. Рожок — символ почты во многих странах Европы. Однако такой способ сигнализации на Руси не прижился. В морозы рожок мгновенно примерзал к губам. В гораздо большем почете были колокольчики, пользоваться которыми частным лицам запрещалось.
Однако к запретам в России всегда относились с пренебрежением, и колокольчики снимали с дуг, лишь подъезжая к почтовым станциям.
Зато в праздничные дни к этой предосторожности не прибегали. И звон колокольчиков разливался по всей Руси! Почтовые дилижансы, появившиеся позже, постепенно вытеснили почтовые тройки, и «почтовая гоньба» была отменена, а почта стала перевозиться с меньшей скоростью.
Одна из старинных почтовых станций, причем именно та, что описана А. С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель», сохранилась до наших дней. Она находится на Киевском шоссе в селе Выра (отсюда и фамилия смотрителя — Вырин) примерно в 70 километрах от Петербурга. Сегодня она превращена в музей.