Октябрь 2011 года
…
У нас в гостях Александр Николаевич СОКУРОВ — режиссер с мировым именем, член Всемирного клуба петербуржцев.
— Александр Николаевич, как Вы относитесь к тому, что сейчас ребята стали читать меньше? Психологи называют новое поколение «поколением визуалов», для которых картинка значит больше, чем слово. Что нужно сделать, чтобы вернуть юным интерес к книге? Ваш авторский рецепт.
— Не каждый человек по природе своей читатель. И мы знаем людей, которые воспитывались в прекрасных семьях, где все читали — и матушка, и отец, где прекрасные библиотеки, а детей к чтению не приучить. Ведь любовь к чтению — это особое качество личности, трудновоспитуемое. Это что-то, что заложено в человеке. Сегодня у чтения появилась конкуренция — визуальная картинка. Она примитивнее. Она изначально купирует потребности. Поэтому каждый должен сознавать, что нет иного способа создавать себя, кроме чтения — другого способа не существует. Любое отвлечение на визуальность — это просто трата времени, — включая кино, даже очень хорошее кино. Молодой человек должен понимать: чем меньше он прочтет сейчас, тем меньше он вообще прочтет в своей жизни. Только книга, только печатный текст в живой книге в состоянии развивать человека. Других инструментов нет, они не изобретены. Читать надо вслух, даже для самого себя — так ты лучше понимаешь характеры, слышишь свой голос, недостатки своей речи. И если тебе не нравится, как ты звучишь, или тебя тревожит, что тебя не понимают люди, когда ты говоришь, то это проблему можно решить, если самому себе читать вслух. Книга — самый мягкий, самый деликатный, самый главный учитель. Очень редко кто из людей способен к труду чтения. А чтение — это труд. Большой труд. Человек не обречен на предрасположенность к труду. Это не является нормой для человека. Вообще думать и совершать над собой усилие — а чтение — это усилие! — это не норма. Мы должны это понимать. Для того чтобы эта норма сформировалась, нужна или природная предрасположенность, или постоянный пример. Этот пример называется простым словом — Воспитание.
— А был ли у Вас такой пример перед глазами?
— Был. У нас в семье всегда читали. И мама, и папа. Разные книги. Мама читала западноевропейскую классику XIX века. А отец любил книги по географии, о жизни животного мира, исторические — о битвах, он был военным. Дома, несмотря на то, что мы, как семья военнослужащего, все время кочевали, всегда был большой фанерный ящик, куда складывалась та часть библиотеки, которую мы всегда с собой возили. Другая часть, конечно, раздавалась перед отъездом. Но книги были всегда. Получали журналы по почте. Всегда подписывались на «Роман-газету», когда это было возможно. На «Знание — сила» у нас была подписка. Короткое время — на «Новый мир». На детские журналы подписки не было, не было доставки — там, где мы были. Но от чтения, конечно, очень много зависит. Знаете, почему современные люди мало читают? Очень многие боятся остаться с собой один на один. Боятся тишины. Все время существует какой-то фон — музыкальный или радио, а чтение — оно требует погружения и тишины. Этой тишины в жизни многих уже почти нет.
Продолжение беседы с Александром Сокуровым читайте в январском номере «Костра»