Архив журнала для детей Костер

Март 2009 года

Журнал Костер. Март 2009 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Герои неземных стихий

КОНСТРУКТОР «КОНТРАКЕТЫ»

Соратники — Сергей Павлович Королев и Алексей Исаев

При жизни Михайловича Исаева его имя не упоминалось. Работы его всегда были засекречены. И только позже всем стало известно, каким он был замечательным человеком и выдающимся конструктором.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ НАЧАЛЬНИК

В конструкторском бюро знакомились с новым начальником. Слухи о нем ходили разные, самые противоположные. Одни говорили: «Упрямый, вредный». Другие: «Душа человек». Инженер конструкторского бюро вспоминал: «Вдруг раздался телефонный звонок. В трубке слышу: "Говорит Исаев. Зайдите, пожалуйста, ко мне". Иду, ожидаю увидеть "сухаря", упрямца. В кабинете народу полным-полно. Все непринужденно беседуют. А где же Исаев, начальник, новый главный конструктор? Вот он. Сидит не за столом, а среди всех, верхом на стуле, опершись грудью о спинку. Говорит спокойно, шутит. Да разве мог бы "вредный человек" так просто и дружески разговаривать с подчиненными?»

Когда полетели первые искусственные спутники Земли, Исаев был уже признанным конструктором ракетных двигателей. Он работал рука об руку с Сергеем Павловичем Королевым — Главным конструктором ракет и космических кораблей. Они сразу нашли общий язык, потому что оба сильно любили то дело, которому служили.

Алексей Михайлович в молодые годы

ЖАЖДА БОЛЬШОЙ РАБОТЫ

Строго говоря, Исаев — выдающийся инженер и конструктор — инженерного диплома не имел. Он окончил Московскую горную академию. Но горное дело не увлекло его. Он уехал на стройку огромного металлургического комбината и тоже не удержался там. Потом строил завод на Днепре. Менял города: Москва, Магнитогорск, Нижний Тагил, снова Москва. Хотел даже отправиться в Арктику.

Его упрекали в несерьезности, в «охоте к перемене мест». А молодой Исаев искал дело, которое захватило бы его навсегда. «Я не могу сидеть неподвижно, — признавался он своему другу. — Что может меня остановить? Наверное, — работа, обязательно очень большая».

Об авиации тогда, в тридцатые годы минувшего века, говорили все от мала до велика. «Заболел» авиацией и Алексей Исаев. Однако попасть на авиационный завод, в конструкторское бюро, для него, горного специалиста, оказалось делом нелегким. Его попросту не хотели брать. И тогда Исаев написал директору крупного авиазавода письмо. Он просил поверить ему. «Одного года мне будет достаточно, — заверял Исаев,— чтобы стать авиационщиком».

Ракетный истребитель «БИ-1»

А ЧТО ТАКОЕ ЖРД?

Видно, директор был настоящим человеком. Он распорядился принять Исаева, и не ошибся. Меньше года понадобилось знатоку полезных ископаемых, чтобы превратиться в замечательного авиационного конструктора. «Осуществилась моя мечта, — радостно писал Алексей Михайлович другу в Нижний Тагил. — Я нашел дело, с которого не сойду скоро».

Уже в те годы, перед войной, он неожиданно столкнулся с реактивной техникой. Однажды к нему подошел молодой конструктор Александр Березняк и предложил разработать ни много ни мало истребитель-перехватчик с ЖРД. «Я не помню, что я ему ответил,— вспоминал через много лет Алексей Михайлович, — но думаю, спросил: "А что такое ЖРД?"».

Летчик— испытатель — Григорий  Бахчиванджи

Слово это означало — жидкостный ракетный двигатель. Одним словом, Березняк предлагал своему сослуживцу создать ракетный истребитель.

Занимались они своей необыкновенной машиной в свободное от основной работы время. В то время казалось, что большой необходимости в подобной машине нет. Но когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, на истребитель Березняка и Исаева, сокращенно названный «БИ-1», посмотрели совсем по-другому. Конструкторам поручили срочно разработать этот сверхскоростной самолет.

ЗАДАНИЕ НА «КОНТРРАКЕТУ»

Строился «БИ» на Урале. Двигателем, работавшим на керосине и азотной кислоте, занимался сам Исаев. Кислота дымилась бурыми ядовитыми парами. Работать с ней было трудно и опасно.

Внешний вид этого маленького истребителя вызывал удивление, поскольку у него отсутствовал привычный винт. Казалось, что полететь такой самолет не сможет. Но «БИ» полетел. Он поднялся в небо с оглушительным грохотом, с пламенем, вырывавшимся из хвостовой части фюзеляжа.

«БИ-1» совершил шесть испытательных полетов, а седьмой, 27 марта 1943 года, на огромной тогда скорости — более 800 километров в час — закончился катастрофой. Истребитель круто спикировал, врезался в землю и взорвался. При этом погиб летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи. Работа над ракетным самолетом остановилась, но ракетные двигатели уже не отпустили Исаева. Создать надежный ракетный двигатель -дело нелегкое, и Алексей Михайлович был очень польщен тем, что именно в его КБ поступил заказ от Сергея Павловича Королева.

Задача стояла чертовски сложная и ответственная. Требовалось разработать тормозной реактивный двигатель, то есть «противоракету» или «контрракету».

Космический корабль Юрия Гагарина с «контрракетой» Исаева

ИМЯ НА ЛУНЕ

Она должна была замедлить движение космического корабля Юрия Гагарина и заставить корабль сойти с орбиты. Отказ тормозного двигателя (единственного на корабле!) мог привести к гибели космонавта.

Участник тех событий профессор Б. Викторов рассказывал: « Когда стало ясно, что спуск завершен, началось несусветное. Мы вели себя, как дети, не по-взрослому: смешно прыгали и повизгивали от восторга, выкрикивали какую-то чушь».

После полета Гагарина судьба отвела Исаеву совсем немного времени, всего десять лет жизни. Однако за эти годы ему удалось сделать чрезвычайно много. Он «со своими ребятами» (его собственные слова) создал двигатели, позволявшие кораблям маневрировать в космосе, двигатели для межпланетных станций. Его «машины» позволили совершить первую мягкую посадку на Луну, а позже доставить на Землю лунный грунт. Поэтому по праву один из лунных кратеров был назван именем Исаева.




Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»