Март 2009 года
…
Для милого дружка — и сережка из ушка
Одно из самых популярных и любимых женских украшений — серьги. Вот о них-то и пойдет речь.
Греки, римляне, персы, египтяне приписывали серьгам волшебные свойства и носили их как амулеты. Считалось, что серьги предохраняют человека от болезней. Древнегреческие серьги чаще всего были в форме миниатюрных фигурок животных. Серьги в виде змеек носили только женщины. Серьга в ухе мужчины указывала на то, что он — раб. Зато в Средние века при дворе французского короля Генриха III серьги считались обязательным элементом одежды мужчин высшего сословия. В эпоху Возрождения итальянские мастера изготавливали серьги из драгоценных камней и крупных жемчужин. Эти украшения были не только весьма популярны, но и чрезвычайно престижны.
В шестнадцатом и семнадцатом веках в Европе золотые серьги были обязательным атрибутом костюма моряка. Английские и голландские моряки носили эти золотые изделия в левом ухе. У такой моды было практическое объяснение. В ту лихую эпоху морские волки частенько проигрывались в пух и прах в карты, а нередко и погибали на чужбине. Как было возвращать карточные долги, чем оплачивать похороны? Вот тут-то и пригождалась золотая серьга, вынутая из уха. Денег, вырученных от ее продажи, обычно хватало на все. По размеру золотой серьги можно было судить и о корабельном опыте моряка: отважные мореплаватели, прошедшие мимо проклятого мыса Горн, вставляли в ухо золотую серьгу самого большого размера. Она была символом морской доблести. В семнадцатом столетии мода на серьги охватила всю Европу. Особенно полюбили их прекрасные дамы, следя за модой на фасоны этого популярного украшения. Сначала серьги напоминали грушевидные жемчужины, затем подвески, которые с одной стороны украшались драгоценными камнями, а с другой — эмалью.
В восемнадцатом веке в моду вошли длинные каплеобразные подвески. Их крепили под ухом на красивой ленточке. Эпоха рококо прославилась серьгами «бриолез» — это были изящные подвески, которые все время находились в движении — позвякивали, играли в лучах света, нежно трепетали. Они олицетворяли собой эпоху— легкую, игривую, воздушную.
На смену рококо пришла эпоха классицизма, не склонная к излишествам. В то время приветствовалась простота и строгость. Поэтому изменились и серьги — они стали гладкими и плоскими. Чуть позднее появились серьги-камеи. В первой половине девятнадцатого века в немецком искусстве возникло новое направление — «бидермейер». Бидермейер — это фамилия вымышленного автора, которую немецкий поэт Эйхродт поставил в заглавие сборника своих стихов. Художники-бидермейеры рисовали привычную жизнь обычного бюргера и особенно любили изображать предметы быта, которые они выписывали так же тщательно и бестемпераментно, как и человека. Из украшений в эту тихую эпоху были популярны серьги с подвесками из полихромного золота.
Наряду с традиционными серьгами всегда существовали серьги необычные. В качестве подвески мог выступать крошечный аквариум, сосуд со светлячком, колбочка с паучком. А недавно были выпущены серьги, содержащие средство для уничтожения комаров.