Апрель 2012 года
…
Академия художеств журнала «КОСТЕР»
Библейские сюжеты в живописи
Вторая часть Библии — «Новый Завет», или Евангелие (от греч. «благая весть»), повествует о событиях двухтысячелетней давности. Тогда, в эпоху правления римского императора Августа, в палестинском городе Вифлееме в семье Иосифа Плотника и Марии родился мальчик. Имя его звучало — Йешуа, что означает «Бог в помощь». К имени впоследствии добавилось «Христос» (от арамейского «мешийа» — мессия, «помазанник», царь).
Образ младенца на картине П. Филонова «Святое семейство» видится отголоском божественно сотворенного первого человека, чей грех Иисус должен искупить страданиями. Мария смотрит тревожно, предчувствуя грядущее. Иосиф развел руки в изумлении перед Божественной тайной.
П. Филонов. «Святое семейство», 1914 г. |
После крещения Иисус удалился в пустыню, чтобы в одиночестве, в молитвах и посте приготовиться к исполнению предназначенного пути. На полотне Н. Крамского «Христос в пустыне» Иисус изображен посреди безграничной каменистой земли в скорбном раздумье. Современники поняли картину как иносказание: образ Христа виделся им символом нравственного подвига, готовности к жертве во имя людей.
Н. Крамской. «Христос в пустыне», 1872 г. |
Проповеди Христа слушали многие, 12 ближайших учеников — апостолов — последовали за ним. Как-то в ночное ненастье, переправляясь в лодке через озеро, они увидели Иисуса, идущего к ним по воде. Петр попытался по воде подойти к Учителю. Но испугался и начал тонуть. «Иисус тотчас простер руку, поддержал его, говоря ему: маловерный! зачем ты усомнился?» Этот эпизод в акварели изобразил А. Иванов. Среди бушующих волн, в блеске молний, видением возникает фигура Христа в развевающихся одеждах. Он спешит на помощь тонущему ученику, чтобы вселить в него силы.
А. Иванов. «Хождение по водам», 1850-е годы |
Иудейские первосвященники, испуганные проповедями Иисуса, осудили его и предали римлянам. Казнь на кресте была позорной и жестокой, в те времена так казнили только злодеев. Свершилось это на горе Голгофе, у стен Иерусалима. «Голгофа» — одна из последних работ Н. Ге. Виден лишь небольшой фрагмент лежащего на земле креста. Пейзаж едва намечен. Справа и слева от Христа приговоренные к казни разбойники. Эта картина произвела эффект разорвавшейся бомбы: «Разве этот оборванный измученный бродяга Иисус?» Но именно подобным «приземлением» сюжета художник пытался передать весь ужас предстоящих страданий.
Н. Ге. «Голгофа», 1894 г. |
Христа похоронили наскоро, не успев помазать тело, как это было принято, маслами и благовониями. На рассвете Мария Магдалина, придя к пещере, куда отнесли тело, увидела, что камень сдвинут и пещера пуста. В эскизе неосуществленной росписи «Воскресение» М. Врубеля Христос возникает на фоне креста, в мистическом голубовато-зеленом свете.
М. Врубель. «Воскресение», 1887 г. |