Архив журнала для детей Костер

Апрель 2012 года

Журнал Костер. Апрель 2012 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Академия художеств журнала «КОСТЕР»

15 апреля — православная Пасха


Академия художеств журнала «КОСТЕР»

Библейские сюжеты в живописи

Вторая часть Библии — «Новый Завет», или Евангелие (от греч. «благая весть»), повествует о событиях двухтысячелетней давности. Тогда, в эпоху правления римского императора Августа, в палестинском городе Вифлееме в семье Иосифа Плотника и Марии родился мальчик. Имя его звучало — Йешуа, что означает «Бог в помощь». К имени впоследствии добавилось «Христос» (от арамейского «мешийа» — мессия, «помазанник», царь).

Образ младенца на картине П. Филонова «Святое семейство» видится отголоском божественно сотворенного первого человека, чей грех Иисус должен искупить страданиями. Мария смотрит тревожно, предчувствуя грядущее. Иосиф развел руки в изумлении перед Божественной тайной.

П. Филонов. «Святое семейство»,
1914 г.

П. Филонов. «Святое семейство», 1914 г.

После крещения Иисус удалился в пустыню, чтобы в одиночестве, в молитвах и посте приготовиться к исполнению предназначенного пути. На полотне Н. Крамского «Христос в пустыне» Иисус изображен посреди безграничной каменистой земли в скорбном раздумье. Современники поняли картину как иносказание: образ Христа виделся им символом нравственного подвига, готовности к жертве во имя людей.

Н. Крамской. «Христос
в пустыне», 1872 г.

Н. Крамской. «Христос в пустыне», 1872 г.

Проповеди Христа слушали многие, 12 ближайших учеников — апостолов — последовали за ним. Как-то в ночное ненастье, переправляясь в лодке через озеро, они увидели Иисуса, идущего к ним по воде. Петр попытался по воде подойти к Учителю. Но испугался и начал тонуть. «Иисус тотчас простер руку, поддержал его, говоря ему: маловерный! зачем ты усомнился?» Этот эпизод в акварели изобразил А. Иванов. Среди бушующих волн, в блеске молний, видением возникает фигура Христа в развевающихся одеждах. Он спешит на помощь тонущему ученику, чтобы вселить в него силы.

А. Иванов. «Хождение по водам»,
1850-е годы

А. Иванов. «Хождение по водам», 1850-е годы

Иудейские первосвященники, испуганные проповедями Иисуса, осудили его и предали римлянам. Казнь на кресте была позорной и жестокой, в те времена так казнили только злодеев. Свершилось это на горе Голгофе, у стен Иерусалима. «Голгофа» — одна из последних работ Н. Ге. Виден лишь небольшой фрагмент лежащего на земле креста. Пейзаж едва намечен. Справа и слева от Христа приговоренные к казни разбойники. Эта картина произвела эффект разорвавшейся бомбы: «Разве этот оборванный измученный бродяга Иисус?» Но именно подобным «приземлением» сюжета художник пытался передать весь ужас предстоящих страданий.

Н. Ге. «Голгофа», 1894 г.

Н. Ге. «Голгофа», 1894 г.

Христа похоронили наскоро, не успев помазать тело, как это было принято, маслами и благовониями. На рассвете Мария Магдалина, придя к пещере, куда отнесли тело, увидела, что камень сдвинут и пещера пуста. В эскизе неосуществленной росписи «Воскресение» М. Врубеля Христос возникает на фоне креста, в мистическом голубовато-зеленом свете.

М. Врубель. «Воскресение», 1887 г.

М. Врубель. «Воскресение», 1887 г.

П. Филонов. «Святое семейство», 1914 г.

Н. Крамской. «Христос в пустыне», 1872 г.

А. Иванов. «Хождение по водам», 1850-е годы

Н. Ге. «Голгофа», 1894 г.

М. Врубель. «Воскресение», 1887 г.




Петр Лернер
член Союза художников России

Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»